Материалы по истории
«Третий лишний», задания на установление подобия
Довольно часто задания проверочных тестов, ЕГЭ или предметных олимпиад включают в себя вопросы, требующие среди некоего списка имен, дат, характеристик или изображений выбрать несколько, имеющих отношение к определенному периоду, событию или явлению. Развить у учащихся умение делать это, причем быстро, могут задания, составленные по системе «третий лишний». В этом случае вниманию ученика предлагается некий перечень, в котором все составляющие, кроме одного, являются звеньями логической цепочки. Применять этот метод работы может и учитель на уроке, и репетитор (очный или дистанционный) в качестве задания для самостоятельной работы.
Некоторые проблемы устных ответов по истории
Сразу оговоримся – в той же мере указанные ниже недочеты ответов учащихся вредят и письменной речи при необходимости дать на вопрос достаточно развернутый ответ. Поскольку структура заданий ЕГА ныне включает в себя сочинение, то эти нарушения могут навредить и здесь, лишив даже весьма знающего экзаменующегося дополнительных баллов.
Родители, нанимающие ребенку репетитора (и неважно, очного или заочного, работающего через Скайп) должны попросить его научить их чадо избегать подобных проблем.
Контроль неожиданностью
Беда многих нынешних учащихся в том, что их содержат в тепличных условиях. Родители и педагоги слишком боятся ранить детскую душу, не думая о том, что у жизненных обстоятельств таких благородных комплексов нет. В результате дети оказываются неприспособленными к реальным условиям существования и сразу же теряются, стоит ситуации хоть немного выйти из привычного комфортного русла.
Набросок портрета эпохи
Почему-то все «советчики» из Интернета рекомендуют учащимся, что будут в этом году писать в рамках ЕГЭ сочинение по истории, обратить внимание на период с XVII по XIX век. Сейчас не будем говорить о том, что один ХХ век все же короче, чем эти три, а просто постараемся припомнить людей и события, чьи характеристики могут пригодиться тем, кто последует такому совету.
И начнем с самого начала. За основу периодизации взято правление монархов – это и удобно, и чаще всего именно так и делают авторы заданий.
Как правильно отвечать устно по истории
Повезло тем школьникам, кому достался добросовестный «историк» старой закалки в школе – работающий с текстом, указкой и картой и вызывающий отвечать к доске. Им не нужно бояться никаких экзаменов – обязательных и не очень, устных или письменных.
Событие и явление: почувствуйте разницу!
Слова эти, составляющие основу в том числе и исторической терминологии, известны всем, но далеко не все четко понимают разницу между ними. Из-за отсутствия такого понимания ученики и студенты нередко допускают в своих работах неточности и даже грубые ошибки.
Подсказки из учебника литературы
Замечено: если современному школьнику предлагают охарактеризовать выдающегося деятеля какой-либо эпохи, он очень редко выбирает деятеля культуры. Скорее всего, будет получена биография политика или полководца. Но почему? Есть ведь отличная возможность сэкономить время и силы, воспользовавшись межпредметной связью. Выдающиеся писатели и поэты – представители своей эпохи, и их биографии изучаются в курсе литературы. Так что мешает применить эту информацию при написании экзаменационного сочинения по истории?
Легендарная история
Над установлением достоверности многих исторических фактов ученые бьются десятилетиями. Работа их далека от завершения. Но при этом память сохранила множество рассказов из прошлого, что не имеют научных подтверждений, но и не являются совершенно невероятными. Примером может послужить известный всем гордиев узел.
Подводные камни дворцовых переворотов
Некоторые ученики (даже добросовестные и имеющие обширные знания) «грешат» одним недостатком в анализе исторического значения эпох и событий. Они стараются дать им однозначную оценку: «позитивно – негативно», «процветание – упадок», «выигрыш – проигрыш». Но в истории далеко не всегда позволительны однозначные оценки. Давая на экзамене характеристику исторической эпохи нельзя видеть в ней только светлые или темные стороны.
Запутанная хронологически, политически и генеалогически «эпоха дворцовых переворотов» - частая жертва подобной односторонности. Обратим же внимание хотя бы на некоторые детали, призывающие посмотреть на эти времена с другой стороны.
Расцвет петровской эпохи
Учащийся, который во время экзамена столкнется с необходимостью характеризовать петровскую эпоху, может испытать некоторые трудности со вторым ее этапом (условно отсчитывается от Полтавской битвы, то есть 1709 года). Событиями этот промежуток очень богат, но часто для них нет возможности указать точную дату, поскольку это – реформы, структурные изменения, то есть скорее явления, чем подлинно события.
Но справиться с задачей успешно можно при разумном отношении к структуре работы. Как уже указывалось, часть конкретных дат можно взять из первого периода. Явления же дают экзаменующемуся проявить подлинное знание сути эпохи, а не только хорошую память на даты.