Учителям (особенно преподающим гуманитарные предметы) часто советуют делать их изложение более «человечным», привлекая таким образом внимание учеников и мотивируя их на изучение предмета. Тем более, таким искусством должны обладать репетиторы, которые должны добиться большего, чем учитель в школе. Выбирая для ребенка репетитора (и неважно, «очного» или для обучения посредством Скайпа), стоит заранее выяснить, умеет ли кандидат применять нестандартные методы обучения и контроля, способные заинтересовать ученика.
Исторические цитаты
Высказывания великих людей нередко публикуют в качестве дополнительных материалов к параграфам учебников по истории, но чаще всего у учителей до этого «не доходят руки». Между тем, реальные слова реальных людей как раз способны сделать историю «живой», заинтересовать ребенка через призму личностного отношения.
Многие заметные исторические личности отличались достаточно острым языком и немалыми литературными талантами (даже если не были литераторами). Они характеризовали события и явления гораздо живее, чем это делают (к сожалению) авторы учебников. Поэтому возможности применения цитат очень широки – это может быть и описание процесса, и емкий, хорошо запоминающийся вывод, и основа для вопросов при контроле знаний, и даже определение (ни один ученый не сумел определить абсолютную монархию точнее, чем Людовик XIV со своим «государство – это я»).
Цитаты для контроля знаний нередко используют во время всяческих олимпиад и конкурсов, а также при проведении итоговых тестов, но редко для поточного контроля или в качестве основы исследовательской деятельности. А в этом направлении их возможности также очень велики.
Простые и сложные вопросы
На нескольких примерах рассмотрим возможности проконтролировать знания учащихся с помощью вопросов к цитатам, а также сделать крылатое выражение основой для собственных выводов и дополнительных исследований. Для удобства все предлагаемые цитаты относятся к одному периоду – Второй мировой войне.
- У.Черчилль как-то сказал: «Если ЭТА ЛИЧНОСТЬ нападет на ад, я в палате общин весьма одобрительно отзовусь о сатане». Кто эта личность? Почему британский политик предпочел ей сатану? Как развивались их отношения в реальности (эта личность – Гитлер; дальнейшие возможности по оценке знаний по вопросам преступлений нацизма и роли Великобритании в войне очевидны)
- Когда Сталин ехал на Потсдамскую конференцию, ему сообщили по радио, что Трумэн и Черчилль уже на месте и ждут только его. На это Сталин сказал: «Подождут. Мы их дольше ждали». Что он имел в виду? Насколько справедливо его замечание? Что давало ему основания считать, что его все равно дождутся? (имелись в виду длительные проволочки с открытием Второго фронта; это весьма дорого обошлось СССР; как представителя главного победителя, Сталина не могли не уважить)
- Во время конференции в Потсдаме Сталин услышал от Г.Трумэна некую новость. После этого он позвонил И.В.Курчатову и сказал: «Ускорьтесь». Что это была за новость? Какие последствия она имела? Почему Сталин отреагировал на нее именно так? Когда дало результат курчатовское «ускорение»? (это было сообщение об успешном испытании атомной бомбы; ближайший результат – бомбардировки Хиросимы и Нагасаки; И.В.Курчатов руководил разработкой советской атомной бомбы, которая была создана в 1949 году)
А теперь два варианта ориентировки на исследовательскую деятельность, и тоже основанные на цитатах.
- Г.К.Жукова многие осуждали за якобы немотивированные потери личного состава. Делали это и в США. Но вот именно американцы могли бы и помолчать, поскольку у истоков идеи «солдат не жалеть» стоит как раз американский военный. Кто он и откуда это известно? (это У.Грант, генерал Севера во времена Гражданской войны и затем президент; когда ему сказали, что взятие Атланты Шерманом обошлось слишком дорого, Грант заявил: «Я никогда не считаю своих убитых»)
- Этот продукт питания в СССР во время Великой Отечественной войны называли «вторым фронтом». Что это и откуда такое странное название? (это поставляемая по ленд-лизу американская тушенка; советские солдаты намекали на то, что союзники откупаются тушенкой, чтобы не открывать второй фронт в Европе).
Естественно, вариантов можно предложить множество. Важно понять, что высказывания исторических деятелей могут и должны стать отличным подспорьем для преподавателя истории.