Беда многих нынешних учащихся в том, что их содержат в тепличных условиях. Родители и педагоги слишком боятся ранить детскую душу, не думая о том, что у жизненных обстоятельств таких благородных комплексов нет. В результате дети оказываются неприспособленными к реальным условиям существования и сразу же теряются, стоит ситуации хоть немного выйти из привычного комфортного русла.
Прививка может спасти от разрушительного воздействия стресса так же, как от инфекционного заболевания. Простыми методами учитель во время урока может «выбивать из колеи» своих учеников, чтобы они учились противостоять обстоятельствам вне условий реальных трудностей.
Самый простой вариант – любой преподаватель знает, как легко сбить экзаменующегося с толку простеньким вопросом не по теме билета. Почему? Да потому, что ученик не приучен думать и вспоминать быстро, причем делать это в не самом спокойном состоянии. А научить этому легко. Репетитору по истории в этом плане много проще, поскольку он меньше связан программой и методическими требованиями.
Полезные неожиданности
Школьный урок обычно бывает разбит на очевидные смысловые блоки: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление выученного. Дети заранее знают, чего примерно можно ожидать от каждого этапа. Учителю тоже проще – он все успевает, действует по рекомендациям, да и результаты получаются удовлетворительными. Но такой урок не выполняет важной развивающей функции – не учит думать быстро и переключаться с одной темы на другую тоже быстро.
Вот предложения нескольких простых приемов, что могут помочь решить эту проблему.
- Прерывать изложение материала вопросом. «В 1480 году Русь окончательно избавилась от монгольского ига. Кстати, а какой князь выиграл сражение на Куликовом поле?»
- Требовать неожиданного повтора. «Таким образом, совет в Филях принял точку зрения Кутузова. А о чем мы говорили до того, как заговорили о Филях?»
- Заставить учащегося поучаствовать в изложении материала. «Австрия настаивала, чтобы русские войска, что будут воевать против Наполеона в Италии, возглавил Суворов. Подскажи, по каким причинам ей этого захотелось?»
- Применить прием с неожиданным вопросом на основе межпредметных связей. «Линия экватора отмечает максимальную окружность нашей планеты. А как вычисляется длина окружности?»
- Неожиданные ассоциации. «Преемником царя Николая I стал Александр II. Назовите-ка мне быстро 5 выдающихся личностей, носивших то же имя!» «Самым глубоким озером является Байкал. А какие еще уникальные впадины есть на нашей планете?»
- Нарушение этапности. «Что-то мне надоело рассказывать. Давай-ка тест по материалу предыдущего урока напишем».
Приведенные примеры предлагают контроль неожиданностью при изложении нового материала. Но можно поступать и по-другому: соединить проверку выученного ранее с закреплением усвоенного сегодня, вовсе не проверить домашнее задание, а в следующий раз проверить сразу два. Можно придумать много вариантов, если понять, что ребенок должен быть готов к тому, что в жизни все далеко не всегда будет идти так, как ему удобно и привычно.
Такие методы несут в себе некоторый риск для учителя, но только для того, что мыслит шаблонно. Современный преподаватель не может себе этого позволить. Иначе он сам не сможет отвечать на вызовы изменчивого мира.
И да, надо быть готовым к тому, что дети сами начнут задавать неожиданные вопросы. И во время рассказа о Сталинградской битве суметь, не заглядывая в справочники, вспомнить год крещения Руси или назвать имя изобретателя микроскопа, когда был намерен всего-то показать, как под ним выглядит классическая кожица лука.