Многие еще хорошо помнят, сколько шума было поднято в преддверии нового, 2000-го, года. Да, глупые и не оправдавшие себя рассуждения о конце света вообще и глобальной компьютерной катастрофе в частности учителей волновать не должны. Но вот на долгие дискуссии на тему, когда же начнется новое тысячелетие – в 2000-м или годом позже – их должны заинтересовать. Поскольку на первых же уроках по истории учителя должны объяснить детям, что наука хронология не знает нулевого года, его нет и не было, а значит, совершенно очевидно, что новый век и тысячелетие начались в 2001, но никак не в 2000-м.
Поэтому учителям и репетиторам, готовящим учащихся к экзаменам, не помешает лишний раз проверить, не подзабыли ли они основы хронологической математики. Среди вопросов ЕГЭ нередко попадаются такие, где приходится соотносить век с точной датой, и здесь нередко случаются глупейшие ошибки, снижающие результаты вполне успешных учащихся.
Синдром «семнадцатого века»
Один школьник-отличник писал как-то развернутый рассказ о событиях войны под руководством Б.Хмельницкого (1648-1657), и во всех случаях привел даты, верные наполовину (1748, и т.д.). Когда учитель указал ему на эту странность, мальчик потрясенно выпалил: «А я себе еще постоянно повторял – «семнадцатый век…»!»
Эта история отлично показывает механизм возникновения таких ошибок. Номер столетия «программирует» мозг, который автоматически начинает искать или побуждается писать что-то, начинающееся такими же цифрами. С датами, оканчивающимися на два или три нуля еще сложнее – даже писатель А.Толстой ошибся, заявив в своем романе, что Петр I, введя в России летоисчисление «от рождества Христова», начал новое столетие (праздновался 1700-й новый год).
Формула расчета
Ею могут воспользоваться как учителя, так и школьники, поскольку она элементарна.
- Твердо помнить формулу для первого класса «х+0=х».
- В написанной дате мысленно (или реально) закрыть две крайние ПРАВЫЕ цифры, обратив внимание, не являются ли они двумя нулями.
- Если закрытые цифры – не нули, к тому, что осталось, добавить «1». Сумма даст нужное столетие.
- Если же закрыты нули – номер столетия уже есть; это число, что осталось незакрытым (мы выполняем прибавление потому, что есть еще что-то «сверх», а прибавка нуля ничего не дает).
В случае тысячелетия нужно поступать аналогично, используя 3 правые цифры.
Как быть, если после закрывания ничего не осталось? Элементарно – в математике «ничего» обозначается как «0». Значит, дело было в столетии (0+1=1).
Например:
988 г. – 88 закрыли, это не нули; осталось 9; 9+1=10. Имеем Х век.
– 988 закрыли, ничего не осталось; 0+1=1. Это I тысячелетие.
1700 г. – закрыли 2 нуля; прибавление делать не нужно; XVII столетие.
– закрыли 700, здесь уже есть семерка; 1+1=2, II тысячелетие.
Как избегать проблем?
Есть несколько способов, и применять их лучше одновременно. Учащимся полезно постоянно повторять правила использования приведенной формулы. Родителям, желающим выбрать репетитора, желательно попросить его помочь ребенку с этим вопросом или убедиться, что он и без просьб сделает это. Самим же репетиторам и учителям в школах желательно почаще использовать речевые конструкции, где рядом упоминается и год, и век. К примеру: «Полтавская битва состоялась в 1709 году. Это было одно из крупнейших военных событий XVIII века».