Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Ведущие историки мира всегда понимали, что история должна излагаться не только точно, но и интересно. Особенно это полезное качество отличает французскую школу, от Ж.Мишле до «Анналов». Но к сожалению, оно часто вовсе не свойственно современным учебникам. Их переполняют нудные подробности, речь изложения суха и неинтересна. Так почему ученики при таких условиях должны любить предмет?

В начале было слово…

Нередко учителя (да и репетиторы тоже) заражаются у учебников этим недостатком, их рассказы превращаются в скучное перечисление многочисленных фактов, лишенное жизни. А ведь многие русские педагоги прошлого отлично умели и занимательные лекции читать, и учебники писать со смыслом, но интересные! И сейчас таких людей немало! Почему же у них получается, а другие у них не учатся?

В начале было слово…

Для примера рассмотрим два отрывка, описывающих одно и то же событие (это Брусиловский прорыв 1916 года). Первый взят из учебника, изданного вне России, чтобы никому не было обидно.

В то время, когда на западном фронте велись отчаянные бои под Верденом, в июне 1916 года русская армия во главе с А.Брусиловым на восточном фронте прорвала линию обороны немецких и австрийских войск на участке около 350 км. Потеряв 1,5 млн. человек, немцы и австрийцы оставили Львов и Черновцы… для развития успеха Брусилову не хватало сил и он был вынужден перейти к обороне. Тем не менее действия русских войск существенно помогли французам, из последних сил удерживающим Верден. Немецкое командование, перекинув из-под Вердена шесть дивизий, сумело к октябрю 1916 г. остановить наступление русских.

Второй отрывок – В.С.Пикуль, « Нечистая сила».

Под храпение верховного Брусилов, на свой страх и риск пошел ставить Австрию на колени. Он потерял в этой битве шестьсот тысяч солдат, но Габсбурги потеряли их полтора миллиона…весной 1916 года Романовы были убеждены в скором наступлении мира. А потому героический натиск армий Брусилова был сейчас крайне невыгоден царизму…. Брусилов не внял их советам – нажимал. В результате Россия, будто мощным насосом, откачала из Франции одиннадцать немецких дивизий, а из Италии вытянула на Восток шесть дивизий австро-венгерских; коалиция Антанты вздохнула с облегчением.

Отрывки примерно одинакового размера (первый – 511, второй – 483 знака без пробелов). В обоих примерно одинаково часто встречаются «красивые» слова («отчаянные бои», «из последних сил»…). Вроде бы очевидно, что в первом больше научной информации (указаны сроки осуществления операции, есть указания на территорию, где она проходила.

Но смотрим глубже: второй отрывок называет причину остановки наступления: точнее указывает результат (дело не только в Вердене); и приводит более корректную (фактически!) информацию о военных последствиях (шесть дивизий были не из Франции, а из Италии; из Франции было одиннадцать, а всего семнадцать – есть разница!). И скажите честно, какой отрывок приятнее читать?

А вывод? Информация должна быть точной; но она должна подаваться так, чтобы слушать ее было приятно, она должна быть достаточно краткой и не содержать лишних подробностей (почему бы не заменить «Львов и Черновцы» одним словом «Галиция»?). 

Немного писатели

Итак, учитель должен говорить коротко, без лишних подробностей (они все равно на слух воспринимаются плохо), излагать информацию точно и подчеркивать все действительно важные моменты (отрывок из Пикуля станет почти идеальным, если его дополнить фразой с упоминанием июня-октября 1916 года и Галиции), и при том образно, не скучно.

Для этого нужно быть оратором и немного писателем. А как им стать? Прием есть лишь один – читать самому не только методическую литературу!

Почему считается, что хороший учитель – тот, что умеет пользоваться компьютером, знает назубок учебник и может перечислить два десятка интерактивных методов преподавания? А дети при том уверены, что их преподаватель ничегошеньки, кроме своей истории или математики, не знает! 

Дорогие учителя, читайте Пастернака или Пушкина, «Гарри Поттера» или Рэя Брэдбери, Карла Поппеля или Карла Маркса, но только не учебники! Только тогда вы сами станете лучше учебника, сможете говорить понятно, успеете сказать все, что нужно, и вас будут слушать!

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета