Замечено: если современному школьнику предлагают охарактеризовать выдающегося деятеля какой-либо эпохи, он очень редко выбирает деятеля культуры. Скорее всего, будет получена биография политика или полководца. Но почему? Есть ведь отличная возможность сэкономить время и силы, воспользовавшись межпредметной связью. Выдающиеся писатели и поэты – представители своей эпохи, и их биографии изучаются в курсе литературы. Так что мешает применить эту информацию при написании экзаменационного сочинения по истории?
Есть и дополнительное удобство: некоторые деятели культуры являются достаточно «долгожителями», чтобы их можно было признать представителями сразу нескольких эпох. Важно правильно построить характеристику.
Некоторые примеры
Есть, конечно, писатели и поэты, жизнь которых уложилась в один исторический период либо только к нему можно их «пристегнуть» в качестве литераторов. Так, творчество Лермонтова все хронологически принадлежит николаевской эпохе. Ломоносов писал оду по случаю воцарения Елизаветы – приходится относить его к этому периоду.
Но вот уже А.С.Пушкина смело можно «приплетать» и к правлению Александра I, и к николаевским временам – в 1825 году ему было 26 лет, и он уже успел стать известным. И.С.Тургенев принадлежит временам Николая I и Александра II, а Л.Н.Толстой – Александров II и III.
Александра Блока смело можно считать представителем и последних лет империи, и первых лет Советов – важно учесть, какие произведения приводить в пример.
А.Твардовский и К Симонов больше подойдут для характеристики периода Великой Отечественной (хоть их биография не ограничивалась этим промежутком). А М.Шолохов – у него творческий охват очевидно шире.
Литература – хороший подсказчик и в деле указания характерных для эпохи явлений. Декаданс – разве не намекает он на кризис империи? Или авторская песня? Альтернативная культура – явление, без представления о котором невозможно понимание сути 60-70-х годов прошлого века. И пожалуйста – В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Галич, Ю.Визбор, Ю.Ким, О.Митяев… (кто уж о ком слышал). Для справки: авторская песня считается именно литературным, а не музыкальным жанром; знание этого факта тоже может выявить грамотность респондента.
Немного практики
Как размышлять, чтобы любимый (или известный) писатель помог хорошо сдать экзамен по истории?
Возьмем для примера Пушкина. Допустим, в задании выпала николаевская эпоха. Отлично:
На этот период приходится расцвет таланта А.С.Пушкина. В эти годы им были написаны «Евгений Онегин», «Повести Белкина» и многие другие произведения. Можно утверждать, что творчество Пушкина в эпоху правления Николая I сформировало основу русской классической литературы.
А другому выпускнику достался Александр I:
Александровская эпоха – период появления в русской литературе пушкинского гения. После знаменитого выступления в лицее молодой поэт успел прославиться в кругу вольнодумцев, в частности, своими ноэлями. В начале 20-х гг. века им были также созданы… (далее по учебнику литературы, экономим время; но зато уже сюда можно подсоединить появление дворянской революционности и александровский либерализм).
Или вот Блок:
Период правления последнего императора отличался стремлением русской интеллигенции переосмыслить традиционные духовные ценности. Шел поиск новой эстетики и морали, выражавшийся в смелых художественных экспериментах. Одним из таких экспериментаторов был А.Блок (далее по учебнику; важно не упомянуть поэму «Двенадцать»).
Совершилась революция:
Некоторые выдающиеся деятели прошлой эпохи приняли произошедшие события. Среди них – поэт А.Блок, посвятивший событиям революции поэму «Двенадцать»…
Согласитесь, несложно. А знания пригодятся и на экзамене по языку и литературе…
Приведенные примеры далеки от совершенства, неполны и не годны для непосредственного использования. Но учителю или репетитору стоит подсказать выпускникам такую возможность. Уровень их развития и культуры от этого не пострадают.
Репетиторам (очным и по Скайпу) особенно стоит помнить о такой возможности – от школьных учителей так интенсивно требуют внедрения межпредметных связей, что они о них склонны забывать из-за перегрузки.