Учителя и репетиторы очень часто упускают из виду такой отличный способ обучения истории, как творческие задания. Они обычно присутствуют в разных олимпиадах, но и там их отличает «холодность», отсутствие обращения к личностным свойствам ученика. А ведь история – предмет «человеческий», ее легче всего освоить, если понять, что особенности мышления и чаяния человека за все время его существования поменялись весьма незначительно.
Использовать такую форму работы несложно. Поскольку никакого дополнительного оборудования и материалов не требуется. Творческие задания могут быть очень удобны для репетиторов, работающих через Скайп – учащиеся могут присылать результаты своих трудов как сообщения, и проверка их займет минуты.
Суть приема
Анахронизм – несовпадение по времени. Суть предлагаемого метода состоит в выполнении задания с сознательным допущением таких несовпадений. Учитель и учащиеся должны заранее договориться, в чем возможны анахронизмы, а в чем их быть не должно. Тогда творческое задание становится действительно творческим. Опыт показывает, что от их последующей проверки получают огромное удовольствие все участники образовательного процесса
Нельзя допускать изменений сроков, мест и результатов исторических событий или явлений. Нужно сохранять также подлинные представления о взаимоотношениях сторон процесса (враги – союзники; победители – побежденные…) и роли отдельных участников (солдат не должен становиться монархом, а монарх – художником). Нарушение этого правила может привести к искажению представлений об исторической правде.
В остальном – возможностей много. Например, можно предложить детям
- рассказать об историческом событии от лица исторической личности, но современным языком;
- изложить описание в конкретном стиле (объявление, статья в современной газете, заявление в правоохранительные органы…);
- «прокатиться на машине времени» - сделать описание с точки зрения современного человека, попавшего в другую эпоху.
Можно придумать множество других вариантов – учащиеся сами охотно в этом участвуют.
Литературные шедевры
Ниже предлагаются несколько примеров реализации таких идей на практике (использовано творчество нескольких реальных школьников разных лет с Украины).
- Здоров, царь! Пишет тебе Богдан. Послушай, Леша, дело у меня к тебе серьезное. Поляков мы оба на дух не выносим, да только треплют они нас, как тузик грелку. Про тебя же мы знаем, что мужик ты надежный, а твои москали нашим запорожцам всегда были первейшие братаны. Вот и решили мы под твою крышу идти. Об откате договоримся, сами собрать будем, и тебе вовремя доставлять. А если у тебя напряг какой выйдет, обращайся – любого за тебя, отца нашего, порвем. (письмо Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу в стиле современного «блатного детектива»; указана причина, обязанности казаков перед новым сюзереном)
- В результате демократически организованной избирательной кампании на пост главы беженцев из капуанской гладиаторской школы был избран кандидат из Фракии Спартак. Новый лидер заявил о своем намерении бороться за общенациональное признание. В распространенных программных документах Спартака указывается, что он видит своей целью скорейшее предоставление всем рабам Рима и провинций права свободного пересечения границы с целью репатриации в родные места. (начала восстания рабов под предводительством Спартака в стиле современной газеты невысокого уровня; указано имя лидера, место начала восстания и главная идея восставших)
- Первое же встреченное мною существо напоминало плохо сделанного робота. Это была человекообразная фигура из железных фрагментов, восседающая на лошади, тоже наполовину железной (средневековый рыцарь глазами постороннего)
Ни в коем случае нельзя воспринимать эти фрагменты как готовые работы (специально приведены лишь выдержки из настоящих сочинений). Они представляют собой лишь иллюстрации к изложенному.
И самое главное: результаты творческих усилий обязательно должны обсуждаться. Разговор по теме поможет закрепить в памяти реальную информацию. Очень важно задать ученику вопрос, почему он выбрал именно такую форму подачи материала (к примеру: украинские казаки были храбрыми воинами, но теми еще разбойниками и грабителями; Спартак вряд ли проводил предвыборную кампанию, но в Риме была республика, так что подобные вещи тот мир знал; рыцарь не робот, но железа там и там много). Ведь тогда учитель сможет по-настоящему понять своего ученика и подбирать для него наиболее полезные и привлекательные формы работы.