Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Учителя и репетиторы очень часто упускают из виду такой отличный способ обучения истории, как творческие задания. Они обычно присутствуют в разных олимпиадах, но и там их отличает «холодность», отсутствие обращения к личностным свойствам ученика. А ведь история – предмет «человеческий», ее легче всего освоить, если понять, что особенности мышления и чаяния человека за все время его существования поменялись весьма незначительно.

метод

Использовать такую форму работы несложно. Поскольку никакого дополнительного оборудования и материалов не требуется. Творческие задания могут быть очень удобны для репетиторов, работающих через Скайп – учащиеся могут присылать результаты своих трудов как сообщения, и проверка их займет минуты.

Суть приема

Анахронизм – несовпадение по времени. Суть предлагаемого метода состоит в выполнении задания с сознательным допущением таких несовпадений. Учитель и учащиеся должны заранее договориться, в чем возможны анахронизмы, а в чем их быть не должно. Тогда творческое задание становится действительно творческим. Опыт показывает, что от их последующей проверки получают огромное удовольствие все участники образовательного процесса

Нельзя допускать изменений сроков, мест и результатов исторических событий или явлений. Нужно сохранять также подлинные представления о взаимоотношениях сторон процесса (враги – союзники; победители – побежденные…) и роли отдельных участников (солдат не должен становиться монархом, а монарх – художником). Нарушение этого правила может привести к искажению представлений об исторической правде.

В остальном – возможностей много. Например, можно предложить детям

  • рассказать об историческом событии от лица исторической личности, но современным языком;
  • изложить описание в конкретном стиле (объявление, статья в современной газете, заявление в правоохранительные органы…);
  • «прокатиться на машине времени» - сделать описание с точки зрения современного человека, попавшего в другую эпоху.

Можно придумать множество других вариантов – учащиеся сами охотно в этом участвуют.

Литературные шедевры

Ниже предлагаются несколько примеров реализации таких идей на практике (использовано творчество нескольких реальных школьников разных лет с Украины).

  1. Здоров, царь! Пишет тебе Богдан. Послушай, Леша, дело у меня к тебе серьезное. Поляков мы оба на дух не выносим, да только треплют они нас, как тузик грелку. Про тебя же мы знаем, что мужик ты надежный, а твои москали нашим запорожцам всегда были первейшие братаны. Вот и решили мы под твою крышу идти. Об откате договоримся, сами собрать будем, и тебе вовремя доставлять. А если у тебя напряг какой выйдет, обращайся – любого за тебя, отца нашего, порвем. (письмо Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу в стиле современного «блатного детектива»; указана причина, обязанности казаков перед новым сюзереном)
  2. В результате демократически организованной избирательной кампании на пост главы беженцев из капуанской гладиаторской школы был избран кандидат из Фракии Спартак. Новый лидер заявил о своем намерении бороться за общенациональное признание. В распространенных программных документах Спартака указывается, что он видит своей целью скорейшее предоставление всем рабам Рима и провинций права свободного пересечения границы с целью репатриации в родные места. (начала восстания рабов под предводительством Спартака в стиле современной газеты невысокого уровня; указано имя лидера, место начала восстания и главная идея восставших)
  3. Первое же встреченное мною существо напоминало плохо сделанного робота. Это была человекообразная фигура из железных фрагментов, восседающая на лошади, тоже наполовину железной (средневековый рыцарь глазами постороннего)

Ни в коем случае нельзя воспринимать эти фрагменты как готовые работы (специально приведены лишь выдержки из настоящих сочинений). Они представляют собой лишь иллюстрации к изложенному.

И самое главное: результаты творческих усилий обязательно должны обсуждаться. Разговор по теме поможет закрепить в памяти реальную информацию. Очень важно задать ученику вопрос, почему он выбрал именно такую форму подачи материала (к примеру: украинские казаки были храбрыми воинами, но теми еще разбойниками и грабителями; Спартак вряд ли проводил предвыборную кампанию, но в Риме была республика, так что подобные вещи тот мир знал; рыцарь не робот, но железа там и там много). Ведь тогда учитель сможет по-настоящему понять своего ученика и подбирать для него наиболее полезные и привлекательные формы работы. 

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета