Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Сразу уточним: имеется в виду именно искусство (картины, скульптуры, гравюры или рисунки, посвященные событиям и явлениям различных эпох), а не «наглядная агитация (плакаты, афиши, карикатуры, открытки) и тем более не фото. Все это также используется при контроле знаний по истории, но там и подход, и проблемы другие.

Изобразительное искусство

Нужно отметить, что в подготовке ученика к экзамену по этому показателю значительные преимущества получает репетитор, проводящий занятия очно. У школьного учителя часто не хватает времени и технических возможностей. Если же занятия с репетитором проводятся по Скайпу, ему придется положиться на ученика, который воспользуется переданной ему ссылкой и изучит предложенное изображение в Интернете.

Главные проблемы

Они возникают из-за того, что для работы предлагаются мало известные (или неизвестные современной молодежи) работы либо специально созданные рисунки иллюстраторов без подписи. Определиться же с местностью или эпохой, к которой автор относит свое произведение, бывает очень непросто. Иногда у самого автора не хватает специальных знаний, но еще чаще изображение просто не содержит или не позволяет рассмотреть детали, способные помочь локализировать эпоху точно.

Чего далеко ходить – знаменитое «Утро стрелецкой казни» в некоторых советских учебниках успешно иллюстрировало пункт, в котором говорилось о разгроме восстания С.Разина! С тем же успехом картину можно «прилепить» к описанию репрессий времен Ивана Грозного или же туда, куда она, собственно, и относится – к стрелецким мятежам начала петровского царствования. Традиционные костюмы и московский пейзаж за это время менялись не слишком сильно. И.Репин тоже «отличился», попросту придумав внешность царевны Софьи и Мотри Кочубей, но назвав картины «портретами». На его же картине с запорожцами и письмом султану можно обнаружить вполне реальных генерала Драгомирова и историка Яворивского, но весьма мало реалий казачьего быта.

Как их избежать

Полностью не получится – догадаться, какие именно изображения попадутся на экзамене или олимпиаде, невозможно. Но обычно это бывают изображения сюжетные (картины или скульптурные группы), что дает некоторые дополнительные возможности. Портреты не в счет – внешность исторических лиц придется запоминать отдельно.

Получив задание с картиной или рисунком, нужно для начала попытаться выполнить следующую последовательность действий:

  1. Попытаться определить страну и местность (это Россия или вряд ли; это деревня, город или вовсе чисто поле…).
  2. Хотя бы приблизительно определить эпоху (особенности строений, костюмов, наличие либо отсутствие огнестрельного оружия и его тип…).
  3. Посмотреть, нет ли на изображении иностранцев, и кем они могут быть (выясняется по расовым чертам и костюмам).
  4. Попробовать обнаружить среди изображенных кого-нибудь, кто был бы откровенно похож на известного исторического деятеля соответствующей эпохи (Суворов у Сурикова очень похож, да и Иван Грозный у Репина тоже имеет отдаленное сходство с реконструкцией Герасимова).

После этого нужно соотнести полученную информацию с сущностью заданных по изображению вопросов. Возможно, они подскажут точный ответ на вопрос о сюжете изображения, а дальше – дело фактических знаний.

К сожалению, вопросы, основанные на анализе художественных изображений, относятся к числу самых неудобных. Среди прочего, может очень существенно помешать низкое качество печати. Здесь может помочь только широкое знакомство учащегося с изобразительным искусством.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета