Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Тестовая форма контроля знаний ныне является чем-то вроде фетиша. Все последние годы ее напрямую навязывали учителям в школах и преподавателям вузов. Как-то не были услышаны резонные замечания, что такой метод отупляет учащихся, приучая их «сдать и забыть», подготавливаясь к контролю методом механического заучивания; что он не дает возможности оценить логичность и рациональность мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Преподаватели вынуждены оценивать «сеточки» с крестиками.

тестирование по истории

«В помощь учителю» появилась масса сборников готовых тестов по различным предметам и темам, «в помощь учащемуся» - готовые решения в формате «1 – а; 2 – б». И нередко ни те, ни другие даже не пытаются оценить реальную ценность этих пособий.

Оставим тех учеников, что вместо темы учат список цифр и букв. Но учителя и репетиторы сайта Distance-teacher.ru (особенно те, что работают удаленно, скажем, посредством Скайпа или почты) обязаны критически оценивать задания прежде, чем предлагать их ученикам. Ибо, кроме природных недостатков тестовой системы, готовые сборники битком набиты неточностями и откровенными ошибками.

Типичные ошибки

Оставив в стороне именно ошибки (когда в самом вопросе или в вариантах ответов неправильно приведены данные), остановимся на смысловых сложностях. Чаще всего в готовых заданиях можно столкнуться со следующими ситуациями:

  • число подходящих ответов больше или меньше того, что требуется по условию задания;
  • по условию задания ни один вариант ответа не может быть признан полностью правильным;
  • формулировки вопроса или вариантов ответов не позволяют толковать их однозначно.

Столкнувшись с такой ситуацией на экзамене или при выполнении удаленного задания репетитора, ученик может только положиться на «авось» и попробовать угадать правильный ответ. Учитель же или репетитор обязаны не допускать появления подобных проблем в заданиях вообще.

Посмотрим, как это может выглядеть на практике на примере условных тестовых вопросов по истории. Тема – «События в России в 1917 году».

Практические проявления

Самый распространенный вид теста – вопрос с выбором одного правильного ответа.

Важнейшим результатом Февральской революции 1917 года стало

  1. свержение монархии;
  2. отмена частной собственности на средства производства;
  3. начало мирных переговоров с Германией;
  4. принятие закона о выборах в Учредительное собрание.

Да, важнейшее следствие Февраля – падение монархии. Но закон об Учредительном собрании тоже может быть отнесен к числу его результатов, так что наблюдаем два формально правильных варианта вместо одного. По зрелом размышлении, важным его не назовешь, если вспомнить о том, чем закончилась история с Учредительным собранием. Но такой неточности достаточно, чтобы сбить с толку прежде всего добросовестного ученика, которому известно о Феврале достаточно многое.

Другой пример неточности такого вопроса.

Основным результатом Февральской революции стало

  1. амнистирование заключенных;
  2. начало разработки нового аграрного законодательства;
  3. решение о созыве Учредительного собрания;
  4. принятие закона о профсоюзах.

Здесь формально правильны и в то же время неправильны все ответы. Указанные события являются результатами революции, но ни одно из них не имеет принципиального значения. У составителя тестов может быть среди них «любимчик», но как должен рассуждать ученик?

Наконец задание другого типа, где надо найти несколько правильных ответов.

В результате революции 1917 года в России

  1. была свергнута монархия;
  2. приняли Декрет о мире;
  3. упразднили частную собственность на средства производства;
  4. установили независимость судов;
  5. установили 8-часовой рабочий день;
  6. создали новое правительство – Совет Народных Комиссаров;
  7. уравняли в правах мужчин и женщин;
  8. передали власть советам.

Здесь наблюдаем случай формулировки, исключающей однозначное толкование. Все ответы имеют отношение к событиям 1917 года. Но тогда в стране произошли ДВЕ революции, и в списке есть результаты и первой, и второй. Какие следует предпочесть? 

Остается посоветовать учителям и репетиторам внимательно просматривать готовые задания и производить их правку, обнаружив подобные «шедевры». Также всем заинтересованным лицам не мешает регулярно обращаться в соответствующие инстанции и в прессу, чтобы смысловые «ляпы» не подводили детей во время ЕГА или экзаменов.

А родителям лучше потратить свои деньги на хорошего репетитора, что даст ребенку настоящие знания, или на справочную научную литературу, но не покупать «готовые домашние задания», что сделают из их чада лентяя, привыкшего жить за чужой счет.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета