Некоторые ученики (даже добросовестные и имеющие обширные знания) «грешат» одним недостатком в анализе исторического значения эпох и событий. Они стараются дать им однозначную оценку: «позитивно – негативно», «процветание – упадок», «выигрыш – проигрыш». Но в истории далеко не всегда позволительны однозначные оценки. Давая на экзамене характеристику исторической эпохи нельзя видеть в ней только светлые или темные стороны.
Запутанная хронологически, политически и генеалогически «эпоха дворцовых переворотов» - частая жертва подобной односторонности. Обратим же внимание хотя бы на некоторые детали, призывающие посмотреть на эти времена с другой стороны.
Военнопленная императрица
Почему-то принято говорить о Екатерине как о женщине бездарной и ленивой, отказавшейся от реальной власти ради жизни в свое удовольствие. Но почему нужно считать глупостью, что женщина, действительно к правлению не готовая, дала возможность руководить государством тем, кто мог делать это? Меншиков и его друзья еще при Петре доказали, что понимают в таких делах, и неважно, кто там с кем в каких отношениях был.
Во время правления этой императрицы заработала российская Академия наук…
Малолетки на престоле
Про Петра хорошего припоминается меньше, хотя бы потому, что он ошибочно полагал, что власть у него есть. Однако в его время завершилась начатая при Екатерине Первая Камчатская экспедиция, много давшая и географической науке, и русскому флоту.
Еще одного малолетнего «императора» часто просто забывают. Это Иоанн Антонович, внучатый племянник Анны Иоанновны, названный ею своим преемником. Ребенку на момент наследования престола было 3 месяца, очередной дворцовый переворот сверг его в 10 месяцев. Но, если упустить из виду этот факт, можно ошибиться в датировках – Анна умерла в 1740 году, а Елизавета заняла трон только в 1741.
Бироновщина
Да, засилье некомпетентных иностранцев и необоснованные репрессии при Анне были. Внешняя политика этого времени тоже не блистала достижениями (хотя и больших провалов не было). Но тогда же в Академии работали Бернулли и Эйлер (с их деятельностью можно познакомиться на уроках математики и физики), писалась «История» Татищева (первая попытка действительно научного осмысления российского прошлого), был отправлен на учебу за границу Ломоносов…
Веселая царица
А вот Елизавету Петровну необоснованно переоценивают. Да, ее правление оказалось несколько успешнее аннинского. Но, к примеру, война со Швецией 1741-1743 гг. дала минимальные результаты, а Семилетняя война вообще закончилась для России ничем. Да, мир «на скорую руку» заключил Петр , но это Елизавета назвала его своим наследником… Зато в елизаветинские времена на карте появились Берингов пролив и Командорские острова…
Ученик, желающий получить на экзамене по истории действительно высокий балл, должен задавать учителям вопросы обо всех сторонах жизни той или иной эпохи. Проще, конечно, будет это сделать, работая очно или заочно с репетитором.