Оценка - 5.0 из 5 на основе 2 голосов
Рейтинг +++++/ 5
ПлохоХорошо 

зачем надо изучать историю

Довольно часто задания проверочных тестов, ЕГЭ или предметных олимпиад включают в себя вопросы, требующие среди некоего списка имен, дат, характеристик или изображений выбрать несколько, имеющих отношение к определенному периоду, событию или явлению. Развить у учащихся умение делать это, причем быстро, могут задания, составленные по системе «третий лишний». В этом случае вниманию ученика предлагается некий перечень, в котором все составляющие, кроме одного, являются звеньями логической цепочки. Применять этот метод работы может и учитель на уроке, и репетитор (очный или дистанционный) в качестве задания для самостоятельной работы.

Основные правила

Их для таких заданий немного, но они есть. Если не учитывать простейших требований, задача утратит значительную часть своей эффективности.

  1. Хоть работа и названа «третий лишний», лучше, если предложенный ряд будет состоять более чем из трех пунктов. Тогда сложнее будет ошибиться, обратив внимание не на тот характеризующий признак.
  2. Задача должна опираться на ту информацию, что уже должна быть известна ученику (если он чего-то недоучил, это как раз получится выяснить).
  3. Лишним обязательно должен быть один пункт, причем аргументировано лишним.
  4. Обязательное условие – объяснение своего решения. Угадывать в этом виде работы совершенно недопустимо.

Вот фактически и все. Выполнять такие задания можно как в устной, так и в письменной форме. Они не требуют много времени и специального оборудования.

Несколько примеров

Форма работы подходит для проверки знаний учащихся по многим учебным предметам, но рассмотрим ее применение на примере заданий по истории.

В. да Гама, Э.Кортес, Х.Колумб, Ф.Писарро.

Кто из них не вписывается в систему? Ложный путь – попытаться определить его по национальности. Вот почему ответ должен быть однозначным (в данном списке два испанца, один португалец и один итальянец). По роду занятий тоже не получится – названы исключительно первооткрыватели и завоеватели.

Правильный ответ можно получить, припомнив достижения этих исторических личностей. Тогда сразу станет ясно, что из системы выпадает В. да Гама, поскольку он является первооткрывателем морского пути в Индию, а все остальные отличились в Америке.

Куликовская битва, «битва народов», сражение под Аустерлицем, операция «Багратион», Трафальгарское сражение.

Тип событий один и тот же – это эпизоды войн. Сроки – не аргумент, все события произошли в разные годы. Наполеоновские войны? Тогда при чем здесь Куликово поле и «Багратион»? Территория – тоже разная.

Правильный ответ возможен при знании участников названных событий. Тогда будет понятно, что лишний – Трафальгар, так как только к нему русская армия никакого отношения не имеет.

Таким образов, видим, что подобная форма проверки знаний требует от ученика действительно хорошей подготовки. Именно поэтому она очень популярна на олимпиадах и конкурсах, и ее следует взять на вооружение репетиторам.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета