Учащийся, который во время экзамена столкнется с необходимостью характеризовать петровскую эпоху, может испытать некоторые трудности со вторым ее этапом (условно отсчитывается от Полтавской битвы, то есть 1709 года). Событиями этот промежуток очень богат, но часто для них нет возможности указать точную дату, поскольку это – реформы, структурные изменения, то есть скорее явления, чем подлинно события.
Но справиться с задачей успешно можно при разумном отношении к структуре работы. Как уже указывалось, часть конкретных дат можно взять из первого периода. Явления же дают экзаменующемуся проявить подлинное знание сути эпохи, а не только хорошую память на даты.
Особенные даты
Проблема возникает потому, что большинство петровских преобразований (введение коллегий, областная реформа, реформы армии и дворянской службы, даже перепись населения) продолжались не дни, и даже не месяцы, а годы. Даже перепись заняла 6 лет (1718-1724). Но никакой экзаменатор не может требовать у ученика, чтобы тот называл точно все числа без исключения. Большинство реформ приходится на 1711-1722 годы; так и можно заявить, перечислив для примера некоторые свершения этого периода.
Да, условия написания экзаменационного сочинения требуют указания двух событий с конкретными датами. Что ж, к услугам сочинителя Прутский поход 1711 года (он тем более хорош, что неудачен, а не может считаться знающим историю тот, кто в каком-либо историческом периоде видит только лишь успехи), Гангутское морское сражение (1714), Ништадский мир и окончание Северной войны (1721), принятие Табеля о рангах (1722). Можно взять примеры из более ранних времен.
Зато нельзя охарактеризовать петровскую эпоху, не упомянув в дополнение к конкретике многочисленные факты, к которым трудно найти и запомнить точную датировку. Однако они более важны для понимания сути периода, чем громкие битвы и договора.
Это создание купеческих компаний, строительство государственных и частных мануфактур и заводов, освоение новых регионов (прежде всего Урала), развитие сферы образования и науки (включая Кунсткамеру и формирование основ будущей Академии наук), введение подушного налогообложения и рекрутского набора, изменения в быту, моде, морали, положении женщин и детей. Упоминание таких деталей (в дополнение к обязательным составляющим сочинения) непременно помогут экзаменующемуся создать у проверяющих экспертов впечатление о себе как о компетентном в вопросе человеке.
Особенные люди
Немаловажно, характеризуя петровский период, упомянуть тех деятелей, что выдвинулись из низов. Это подчеркнет понимание того вопроса, что деятельность царя-реформатора побудила государство «знатность по годности считать». Хорошими примерами могут стать
- Екатерина I (Марта Скавронская), вторая жена Петра, императрица, позже правящая – не то крестьянка, не то мещанка, но точно домашняя прислуга из Ливонии, военнопленная
- Александр Меншиков, князь, «светлейший», генералиссимус – сын конюха, в детстве бродяга и торговец вразнос
- Павел Ягужинский, первый обер-прокурор – мелкопоместный «худородный» дворянин
- Федор Апраксин, генерал-адмирал – мелкопоместный дворянин
- Ибрагим Ганнибал, образованнейший офицер, артиллерист, фортификатор – раб, чернокожий «подарок» царю от иностранной делегации.
Также стоит отметить для этого периода тех людей, что двигали вперед не политику, но культуру, науку и идеологию. Самый известный из них – Феофан Прокопович, ректор и церковный деятель, считающийся чуть ли не официальным идеологом преобразований. Но стоят внимания и Федор Салтыков (публицист, приверженец английского экономического уклада), и Яков Брюс (офицер, путешественник, исследователь Прикаспия), и Даниил Мессершмидт, невзирая на свою фамилию (исследователь Сибири), и Леонтий Магницкий (автор учебника по математике.
Выбор, как видим, очень велик. В данном случае ученик скорее столкнется с проблемой нехватки времени, чем знаний, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения по петровской эпохе, лучше составить точный план и придерживаться его. Экзамен – не то место, где стоит пробовать себя в качестве конкурента писателя Алексея Толстого с его легендарным романом про Петра.
Как составить такой план, может подсказать учитель или репетитор.