Мы живем в век коммуникаций, время появления новых технологий, развития науки и техники. Как важно учителю не остаться в стороне, а постоянно самосовершенствоваться, изучать и внедрять в свою педагогическую деятельность новые педагогические технологии, способы и приемы передачи информации своим ученикам.
«Non progredi est regredi» - в переводе с латинского языка означает «не идти вперед - значит идти назад» или «не взбираться вверх – значит падать». Сегодня эти слова для современной школы звучат как никогда актуально. Поэтому и остаются в них лишь борцы, готовые рисковать, познавать неизведанное ранее, экспериментировать, «идти вперед» и «взбираться» на вершины, доселе недосягаемые.
Но гоняясь за новомодными ноу-хау, мы иногда забываем об ученике, о том, как особенно важно научить его тем коммуникативным умениям, которые позволят ему повышать свой уровень образования в самых различных областях.
Русский язык и литература – два предмета школьной программы, которые по по-своему важны и необходимы в процессе освоения учащимися норм литературного языка и, конечно же, развития речи. Речевые умения формируются в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах, направленных на формирование, закрепление и углубление речеведческих знаний и умений, развитие общей языковой культуры учащихся, привитие любви к русскому языку, повышение интереса к его изучению.
И все же уроков по развитию речи, запланированных школьной программой, недостаточно, чтобы сформировать коммуникативную личность. Поэтому существует необходимость вводить в уроки упражнения и задания, направленные на формирование коммуникативной потребности, то есть мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами, и формирование мышления детей. Для этого подходят различные игровые приемы и языковые игры, разработанные методистами русского языка.
Игры со словом: «Придумай текст на определенную букву, на все буквы алфавита», «Кто больше?» (подобрать синонимы к слову, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.), «Анаграммы», «Идиомы», «Парафразы» и т.п. Такие игры являются эффективным средством развития и поддержания интереса к родному языку, повышают мотивацию к изучению предмета и обогащению своего словарного запаса.
Работа с текстом. Но все же самым важным источником развития речи является текст. Работа с речевым высказыванием формирует умения, связанные с анализом текста, а именно: определять тему и основную мысль высказывания; умение характеризовать речевую ситуацию, в которой создавалось это высказывание; умение выделять микротемы, определять их глубину и развёрнутость; умение характеризовать языковые особенности высказывания, давать им оценку, а также формирование умений, связанных с созданием собственного текста. Учащихся необходимо учить не техническому оформлению высказываний, работе по клише, а речевому мышлению, речевому творчеству, умению слушать и воспринимать чужую речь; оценивать свои и чужие высказывания; аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Устная речь. На уроках русского языка прежде всего идет работа над письменной речью учащихся, поэтому целесообразно вводить в урок задания, направленные на развитие устной коммуникативной деятельности, такие как
1) речевая импровизация (неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную речь).
Пример задания. Подготовьте импровизированный диалог на тему «Экзамен по русскому языку» с использованием вводных слов и конструкций.
2) «Плащ Ритора» (построение устной монологической речи). Цель задания: либо убедить слушателей в своей гипотезе, либо опровергнуть чужое мнение.
Пример задания. Интерпретации причастий различны. Одни авторы считают, что причастия – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Какой точки зрения придерживаешься ты?
Статью подготовила репетитор русского языка и литературы Наталья Сергеевна