Репетитор «по долгу службы» должен быть более оригинален и занимателен, чем учитель в школе. Это означает, что ему необходимо применять методы изложения материала и контроля его усвоения, непривычные для учащегося.
Одним из таких методов может стать «ошибочная история». Способ прост в применении, и годиться как для очного обучения, так и для занятий через Скайп (в этом случае задание можно отправить как сообщение и так же получить результат работы).
Суть вопроса
Методика очень проста, и состоит в том, что ученику предлагается набор фраз или связный текст, где есть правдивые и ложные утверждения. Его задача – отделить одно от другого.
Второй вариант более сложен, но и более эффективен. Он может включать элементы исследовательской деятельности и осложняет задачу учащегося кажущейся логичностью отрывка в целом.
Составить «ошибочный» текст несложно. Преподаватель может просто взять фрагмент статьи из энциклопедии или справочника и позаменять в нем некоторые имена, даты, факты на произвольные или близкие по смыслу, но неточные.
Творческим натурам не составит труда и сочинить «ошибочный» параграф самостоятельно, сделав его и более сложным, и более занимательным.
Как это работает
Рассмотрим принцип такой работы на примере. Важно, чтобы текст содержал различные типы ошибок – фактические, хронологические, терминологические, а также истинные утверждения. Тема – война России с Францией в 1812 году.
Завоевательские успехи Наполеона и его «республиканизм» раздражали русскую верхушку (правда), и в 1812 гору Россия объявила Франции войну (напала Франция, а не Россия).
Начальный этап войны складывался удачно для французов, некоторые народы империи даже поддерживали их (правда). Русской армии пришлось даже оставить без боя Москву, но затем грандиозное Бородинское сражение в октябре (это было в сентябре) подорвало силы французской армии (сражение произошло раньше оставления Москвы). Положение осложнили трудности с продовольствием и обеспечением боеприпасами (правда). К тому же москвичи сами жгли свои дома, чтобы не давать приюта врагу (правда); говорили, что московские пожары затмили солнце Маренго (Аустерлица, а не Маренго). Досаждали врагу и партизаны, самым известным из которых был Барклай-де-Толли (он никакого отношения к партизанщине не имеет).
В результате зимой того же года враг был изгнан из России (правда). Русские солдаты и офицеры лишний раз убедились в том, что в России жить легче, чем в других странах, и им всякие там революции не нужны (знакомство с жизнью побежденной Франции породило декабристов).
Здесь видим много типов ошибок: в причинах и следствиях (Наполеон знал о враждебном к себе отношении и сам начал войну; идеи побежденных оказались сильнее), в последовательности (что было раньше?), в фактах (кто напал? кто партизан?) в хронологии (когда произошло Бородинское сражение?).
Как видим, текст может быть совсем небольшим, и при этом проверить и закрепить знания по достаточно объемной теме. Такой текст совсем несложно отправить в виде сообщения по Скайпу, а выполненная учеником работа может иметь такой же вид, как комментарии в примере.