Любую маму всегда радует даже непонятное лепетание малыша. Но приходит время, когда ребенок, по всем общепринятым нормам, должен заговорить. Стоит ли волноваться раньше времени и что можно предпринять для того что бы помочь малышу.
Для начала нужно понять, в чем собственно проблема? И проблема ли это. Какой же возраст является крайним для появления речи?
Простые односложные и двусложные слова появляются в 9-11 месяцев. А в год, полтора использование минимум пять простых слов. В 2-3 года составление сложных фраз, рассказывание простых историй, стихов. И в 3-4 года фразы уже из четырех слов и более и правильное произношение слов.
Если все таки заметна задержка речи у малыша, обязательно нужна консультация врача, не провозглашайте ребенка «неговорящим» голословно. По словам специалистов проблемы с речью являются причиной более серьезных отклонений, которые нуждаются в решении. Здесь понадобиться консультация невропатолога, для оценки состояния ребенка. Простая ли это задержка речи или все таки незрелость нервной системы, это сможет определить только специалист.
Факторов от которых зависит речь несколько: моторика, мышление, желание общаться.
Понаблюдайте, насколько хорошо развит ваш ребенок. Если он общительный, и мышление в норме, проблема только в моторике – такой вариант самый легкий в решении.
Так же нужно наблюдение и родителям. Как они разговаривают, активно ли общаются с ребенком. Необходимо комментировать все, что происходит вокруг, свои действия, игры.
Так же нужно вызвать у ребенка потребность говорить, включая его в диалоги, задавая ему вопросы. Если ребенок все понимает, то в игровой форме можно провоцировать его на разговор, повторяя различные звуки. Важно учитывать интересы малыша.
Если малыш говорит слова, но их очень мало – выберите не большое количество слов (простых) и сконцентрируйтесь на них.
Поможет использование пальчиковых игр, стишков, потешек, песенок.
Безусловно, в любом случае, нужно работать над мелкой моторикой. Это игры с мозаикой, сортер, занятия с крупами, башни из кубиков.
Если малыш подражает вам, используйте это. Существует немало упражнений, которые можно взять в книгах. Например таких: «Помогите малышу заговорить» Е. Янушко (для легкого случая), и «55 способов общения с неговорящими детьми» К.Дедюхина ( в сложном случае).
Очень важно, что бы ребенок отдыхал достаточное количество времени.
Не нужно стесняться помощи специалистов. Часто мамочки просто паникуют и их вполне может успокоить диагноз специалиста или логопеда через Skype.
Заставлять говорить ни в коем случае нельзя. Этот процесс должен вызывать интерес и быть на нем построенным. Главное дать ребенку почувствовать вашу любовь, заботу и готовность ему помогать. Без поддержки ребенок не справится.
Бесполезными в этом вопросе являются многофункциональные игрушки, обучающие говорить роботы, так как к развитию речи они не имеют никакого отношения. Самым эффективным является живое общение и пальчиковые игры. А так же завязывание и развязывание шнурков, игры с крупами и «пальчиковый театр». Говорить с ребенком следует только по-взрослому (никаких сю-сю му-сю). Мешающим фактором в последнее время чаще всего называют чрезмерное «понимание» родителей своего ребенка. У него просто отпадает потребность говорить, его и так понимают – по жестам, выражению лица и несложным звукам.