Этим вопросом задаются все родители, намеревающиеся обеспечить своим детям дополнительные уроки. Естественно, им желательно сэкономить свои деньги, но не в ущерб результату. А значит, и решить, сколько уроков в неделю или месяц они будут оплачивать, и на какую продолжительность отдельного занятия ориентироваться.
На деле экономить можно. Заплатить за учебу как можно больше – не цель; такой подход скорее навредит. Нет необходимости проводить с репетитором 3-4 часа в неделю, как это бывает предусмотрено для некоторых предметов школьной программой. Но и очень редкие занятия принесут мало пользы.
Экономить можно
В советское время система бытового обслуживания предоставляла и такую услугу, как индивидуальное обучение. Стандартом занятий при этом было 2 урока в неделю. Этот показатель и можно считать оптимальным в том случае, если ребенок углубленно изучает 1-2 предмета или по такому же их количеству нуждается в поднятии уровня успеваемости. Вместе с тем, нанимать репетиторов сразу по десятку предметов – напрасные усилия и траты; углубленно такое количество наук «не потянуть», а если ребенок отстает по такому количеству дисциплин, нужно срочно корректировать систему его воспитания.
Хороший ученик с уже сформированными планами на будущее нередко изучает углубленно 3-4 предмета, или имеет еще какие-то интересы (музыка, спорт…). Ему будет достаточно 1 урока в неделю по каждому предмету. Поскольку он уже привык работать самостоятельно и заинтересован в результате, нечастых консультаций ему хватит для того, чтобы преуспеть.
Иногда излишества не повредят
Есть и исключения. Это периоды, непосредственно предшествующие тому событию, к которому учитель готовит ребенка (вступительные экзамены, олимпиада…). 3-4 последних дня перед испытанием можно полностью посвятить подготовке к нему, проведя интенсивное повторение материала и опробовав максимум видов работы.
Родителям или самому ученику нужно будет заранее договориться с репетитором о таком «аврале». Лучше всего сказать об этом, когда еще только ведутся переговоры о проведении занятий. Хороший учитель обычно имеет несколько учеников, и ему может быть неудобно менять свое расписание, когда одному из них потребуется больше уроков. Если же он будет в курсе заранее, то сможет сделать это без ущерба для кого-либо.
Час обычный и академический
Еще вопрос: сколько должно продолжаться одно занятие. Обычно репетиторы по Skype останавливаются на одном из двух вариантов: стандартном учительском «часе» (45 мин.) или нормальном астрономическом часе (60 мин.). Преподаватели вузов нередко предпочитают «пары» – 90 мин.
Из трех вариантов оптимальным следует признать второй. При таком раскладе учителю будет легче составлять расписание. Легко выдержать час интенсивной учебной нагрузки может без переутомления и ученик средних классов (тогда как «пара» для него великовата). Времени при этом хватит на все необходимое: проверку усвоения выученного, ответы на вопросы, изучение нового материала, закрепляющие задания. Следует отметить, что во многих странах уроки и в школах продолжаются куда больше 45 мин.
«Пара» будет хорошим вариантом только для старшеклассника, что готовится к вступительным экзаменам. Его организм – фактически взрослый, поблажки по нагрузкам ему не требуются. Кроме того, такие занятия помогут ему подготовиться к будущему студенческому расписанию, где о «45-минутках» придется позабыть.
При этом продолжительность одного занятия никак не связана с желаемой периодичностью их проведения. Периодичность обуславливается временем на достижение цели и свойствами памяти (многие ли помнят услышанное неделю назад?) Протяженность же одного урока должна подстраиваться под возраст ребенка, а часто определяется и удобством и пожеланиями репетитора. Это родителям тоже полезно учитывать – права есть не только у них самих и их детей. Учитель тоже имеет право на комфортные условия труда и личные планы. С большинством всегда можно достичь компромисса, если иметь желание договариваться.
А еще важно родителям просто знать своего ребенка. Некоторые дети впрямь бывают неусидчивы – они прекрасно усваивают материал в течение первого получаса, а дальше им «не лезет». Таким лучше заниматься «меньше, да лучше». Есть и другие, спокойные и заинтересованные. Они и три часа просидят над книжкой, «не отлипая» или могут часами задавать каверзные вопросы по делу. Учителя обычно любят таких учеников, и репетитор почти наверняка согласится работать с ребенком длительное время на льготных условиях.