Да, о пользе, потому что о вреде знают все. И поэтому рекомендации избегать лишних волнений часто превращаются в исполнении родителей и учителей в попытку создать ребенку тепличные условия, в которых его бы ничего не тревожило, не огорчало и не напрягало. А потом те же взрослые очень удивляются, когда воспитанное таким образом чадо падает в обморок или устраивает истерики от «ужасной перспективы» сдавать экзамен, а к совершеннолетию нуждается в помощи психолога!
Никто не призывает пугать детей до икоты – это действительно вредно. Но люди с хоть минимальным, но жизненным опытом могут привести десятки примеров того, как стресс помогал им мобилизоваться и счастливо избежать неприятностей. Все слышали истории о чудесах силы, ловкости и сообразительности, проявляемых людьми в критическом положении. И это свойство организма нужно обернуть ребенку на пользу.
Как это делалось раньше
Очень просто – об этом могут рассказать дедушки и бабушки нынешних выпускников. Основных приемов было два. За невыполненную работу или огромное количество ошибок в ней ученику ставили в школе «неуд», а дома за этот скверный результат отчитывали и лишали каких-нибудь благ (скажем, не пускали в кино). А экзамены во многих регионах сдавали каждый год, начиная с 5 класса (еще ранее – с 3-го).
Как это действовало? На немотивированных учащихся, в воспитании которых были допущены серьезные пробелы – никак. Но на них и сегодняшнее «рассусоливание» не действует. Прочие же дети имели основание опасаться плохих оценок из-за связанных с ними домашних неприятностей. Эти неприятности не были действительно страшными, но получить их никому не хотелось. И что? У доски или на контрольной легкий «мандраж» услужливо улучшал память и логику, и никакого «неуда» не было!
Да, это стресс. Но такое легкое потрясение не может навредить здоровью – те «пуганые» дети на поверку оказались покрепче современных «непуганых». Зато оно стимулирует потенциал, и одновременно действует как прививка – похожие испытания в будущем уже не являются стрессовыми. Поэтому экзамены на аттестат зрелости не могли испугать тогдашних выпускников до обморока – они были люди привычные и испытывали лишь небольшое волнение, помогающее им мобилизоваться на работу.
Как это сделать сейчас
Следовало бы провести серьезные реформы в образовательной системе, но это – дело долгое. Покамест же задача приучения детей к тому, что взрослая жизнь будет «играть у них на нервах» ложится на плечи родителей и учителей.
Дело родителей – не баловать чадо, приучив его к тому, что слово «надо» важнее, чем «хочу». А учитель или репетитор должен знать некоторые приемы воздействия на психику, что не навредят ей, но сделают человека более стрессоустойчивым.
Приемов таких много, некоторые из них может применить даже репетитор, работающий дистанционно, по Скайпу. Например:
- задавая вопрос, слегка повышать голос (не орать благим матом, а именно чуть-чуть добавить громкости);
- задавать вопросы быстро и требовать столь же быстрого ответа;
- предлагать ученику как можно больше заданий с очень ограниченным временем выполнения;
- заставлять ученика выполнять и те виды работы, что ему не нравятся (наряду с интересными и приятными);
- называть вещи своими именами: неправильный ответ не улучшится оттого, что будет назван «легким заблуждением».
Не стоит бояться за детскую психику – у нормального ребенка, что растет в доброжелательной строгости, порог психической устойчивости довольно высок. И небольшая тренировка его только повысит.
Знаменитый Билл Гейтс когда-то сказал, что школа ликвидировала деление на победителей и лузеров, но жизнь – нет. Нормальных детей отличает стремление побыстрее повзрослеть (все родители замечали, как часто малыши говорят «я уже большой»). А значит, они должны уметь спокойно воспринимать неприятности, бороться и ними и побеждать, а не паниковать и не прятаться.
А экзамен – даже не неприятность. Для некоторых советских студентов это был праздник!