Опыт, наглядное знакомство с природными явлениями, устройством и поведением живых организмов – обязательная составляющая изучения естественных наук. В нормальных учебных заведениях (имеющих хоть какое-то оснащение) для этого существуют учебные лаборатории. Репетиторы, занимающиеся с учениками очно, запасаются всем необходимым у себя дома.

учим химию по скайпу

Но что делать при заочном дистанционном обучении? Уже давно стало ясно, что «виртуальные лаборатории» совершенно непригодны для замены настоящего опыта. Проблема в том, что именно сообразительные дети, со здоровыми психологическими реакциями (то есть наиболее способные к обучению) отлично знают разницу между «виртуальной реальностью» и настоящей жизнью. Они могут интересоваться компьютерами, но при этом четко понимают: то, что он показывает – макет, игрушка, выдумка. И показываемое в «виртуальной лаборатории» для них не реальнее «Трансформеров».

Выход есть. К сожалению, он потребует хоть небольших, но дополнительных затрат и определенной уступчивости со стороны родителей.

Техника безопасности

Понятно, что ученику придется проводить при дистанционном обучении опыты самостоятельно. Причем учитель сможет контролировать его только через видеокамеру. Тем важнее, чтобы он четко разъяснял правила поведения при проведении опыта; возможно, их придется растолковать и родителям. Тогда с детьми не будет несчастных случаев, а у пожарных – дополнительной работы.

Для опытов нужно некоторое оборудование. И здесь тоже придется инструктировать родителей. При этом лабораторные колбы и горелки – вещи не обязательные. В большинстве случаев можно обойтись стаканчиками, блюдцами, банками, чайными ложками и кухонной плитой либо свечкой.

Родителям стоит присутствовать при проведении опытов. Они рекомендованы учащимся средних классов, то есть еще «безответственным» по возрасту. Присутствие старших гарантирует от неожиданностей. Кроме того, родители имеют шансы и сами узнать много интересного, а то и дать полезные рекомендации. Это разовьет их самих и укрепит отношения с детьми.

Рецепты от «Юного техника»

Не все химические или биологические опыты сложны и требуют особого оборудования. Дедушки нынешних школьников хорошо помнят научно-популярные детские советские журналы типа «Юного техника». Такая литература предлагала массу простейших, и при том весьма познавательных опытов.

Синеющий от йода крахмал, кухонная сода с уксусом, иголка, плавающая в стакане, фигуры Мебиуса из тетрадного листочка, проверка яйца на свежесть в соленой воде, кристаллы медного купороса, растущие на окне в банке… Это все не может устареть, как не может устареть жизнь.

Восьмиклассник может развлечь младшего братишку, показывая ему мячик, танцующий над трубой работающего «на выдув» пылесоса, и одновременно изучить вопросы давления воздуха. Семье не помешает плантация укропа зимой на окне (часть под лампой, часть без), а дети заодно хорошо поймут процесс фотосинтеза и зависимость растений от освещения. Наконец, не будет ничего страшного, если репетитор по биологии по Скайпу однажды попросит родителей купить ребенку к уроку селедку. Он под руководством учителя аккуратно выпотрошит ее, изучая устройство рыбы, а затем «жертву эксперимента» можно будет съесть за ужином. Польза будет двойной – человек еще и рыбу чистить научится. 

Манекены не помогут

Некоторое время назад модно было говорить о необходимости замены «живых» экспериментов на работу с моделями. Но идея быстро заглохла.

Точно сказать нельзя, но можно заподозрить, что это произошло после того, как обучавшиеся на муляжах врачи и медсестры начали в условиях реальных больниц получать сердечные приступы сами и доводить до них пациентов. Любая воспитанница военной кафедры может описать, что нужно делать для остановки артериального кровотечения, но считанные опытные медсестры не растеряются, столкнувшись с таким в реалиях. Такова жизнь.

Школьникам не нужны крайности. Но только реальные эксперименты, позволяющие увидеть физику и химию в действии, заставят ребенка уважать их. И тогда резко снизится вероятность того, что он попробует наркотики просто из любопытства или начнет ковыряться в «чреве» автомобиля, не выключив двигатель. Детям свойственно уважать настоящую силу. Она не должна быть жестокой, но обязана быть убедительной. А природа это умеет.

Компьютерная эпоха привнесла в жизнь немало новых удобств. Доступное дистанционное обучение – одно из них. Но по-настоящему эффективным оно станет только в тех случаях, когда все заинтересованные стороны не будут забывать про возможности голых рук и умных голов. Не так уж трудно организовать дистанционный эксперимент – было бы желание.

 

Рекомендуемые преподаватели

 

Ярослав Викторович - занятия со школьниками

Рейтинг / 5

Образование: Национальный технический университет Украины. Киевский Политехнический институт. Факультет менеджмента и маркетинга. Ученая степень: бакалавр

Опыт репетиторства по математике: 5 лет, опыт дистанционного преподавания более 2000 часов.

О себе:

Призер олимпиады городского уровня в 10-м классе.

Подробнее...
 

Наталья Николаевна - преподаватель по истории и обществознанию по скайпу

Рейтинг / 5

Образование: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева. Факультет: история.  Специальность: учитель истории.

Опыт работы преподавания истории и обществознания: 23 года

Опыт работы по подготовке к экзаменам по истории и обществознанию: 13 лет

Я действующий учитель истории и обществознания. Имею благодарности и грамоты школьного, муниципального, регионального, федерального уровней. Систематически прохожу курсы повышения квалификации.

Подробнее...
 

Екатерина - репетитор немецкого онлайн

Рейтинг / 5

преподаватель по немецкому по скайпуЗдравствуйте! Меня зовут Екатерина.

На данный момент я являюсь студенткой последних курсов Алтайского государственного педагогического университета Лингвистического института.

Работаю с детьми дошкольного возраста, школьниками, взрослыми.

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета