Тема урока: « Глагол. Повторение изученного в 5 классе».
Цель:
1. Повторить и углубить знания учащихся о глаголе и его грамматических признаках. Повторить синтаксический разбор предложения.
2. Развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать любовь к русскому языку, чувство внимательного отношения друг к другу.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Объявление темы и целей.
3. Вводная беседа.
В мире все находится в процессе постоянного движения, изменения, действия.
Вопрос классу: А какая часть речи обозначает действие?
Ответ: Глагол.
Вопрос классу: Напомните, что мы называем глаголом?
Ответ: Определение глагола.
4. Повторение грамматических признаков глагола, как он изменяется.
Ответ: глагол имеет вид, наклонение, время, лицо, число, склонение.
Вопрос классу: Каких видов бывают глаголы?
Ответ: Совершенного и несовершенного вида.
Ответ: Задать вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос (что сделать?), а глаголы несовершенного вида – (что делать?)
Вопрос классу: Как изменяется глагол?
Ответ: По временам (прошедшее, настоящее и будущее время)
Вопрос классу: Как изменяется глагол в прошедшем времени?
Ответ: По родам и числам (мужской род, женский и средний; число единственное и множественное)
Вопрос классу: Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?
Ответ: По лица и числам (глаголы имеют 1е, 2е и 3е лицо (я-мы; ты-вы; он-она-они))
Какие действия вы можете привести в пример ( в природе, действия, совершаемые человеком, животными)?
Ответ: мальчик пишет, дерево растет, солнце светит, дождь идет, листья распускаются и т.д. Вопрос классу: Обратим внимание на то, что глагол обозначает действие, а это действие обязательно кто-то или что-то производят (люди, животные, явления в природе). С какой частью речи очень тесно взаимодействует глагол? (например: цветет цветок)
Ответ? Имя существительное.
Глагол выполняет действия явлений и предметов (одушевленных или неодушевленных)
4. Практическая работа с учебником.
Рассмотрим рисунок к упражнению № 79 учебника.
(записываем небольшие предложения по рисунку упражнения о действиях, выполняемых школьниками, определяем глагол и выделяем его).
5. Беседа с классом.
Есть еще одно важное понятие, связанное с глаголом. Может, вы подскажете, что оно означает?
Вопрос классу: Что такое инфинитив? Приведите примеры.
Ответ: Это неопределённая форма глагола.
Вопрос классу: как будет звучать глагол «писать» в 1м, 2м и 3м лицах?
Ответ: я пишу-мы пишем, ты пишешь-вы пишете, они пишут-она пишет- он пишет.
Вопрос классу: сколько времен у глагола:
Ответ: три времени (настоящее, будущее и прошедшее (писал, пишу и напишу/буду писать).
Вопрос классу: вспомним о виде глагола. Как определить вид глагола? (вид глагола мы определяем по совершению действия. Если действие совершено, то вид глагола — совершенный и отвечает на вопрос (что сделать?). Если действие не завершено, то вид глагола будет несовершенным и отвечать на вопрос (что делать?))
Ответ: по вопросу. Совершенный и несовершенный вид. Например: писать — написал (что сделал?) - совершенный вид, писал (что делал?) - вид несовершенный.
6. Практическая работа 1: упр. № 81, №82.
Практическая работа в тетради 2. Данные глаголы поставить в настоящее, прошедшее и будущее время: писать, выйти, прятаться, глядеть.
7. Подведение итогов урока.
Какие понятия вспомнили на уроке? Что вам понравилось?
8. Домашнее задание.
Статья подготовлена репетитором русского языка и литературы по скайпу Галиной Анатольевной