Неясно, как еще можно назвать эту старую обучающую игру. Придумали ее в незапамятно советские времена. Суть заключается в создании набора карточек, на одной стороне которых указана одна характеристика (предмета, явления, события), а на второй – другая. Выбор во всем комплекте должен быть сделан по одному принципу. Задача ученика – увидев одну сторону карты, сказать, что на другой стороне.
Далее в правилах возможны варианты. Это может быть просто форма опроса, но лучше сделать групповую игру. Правила могут быть разными.
Неправильный ответ означает переход карты к сопернику, а правильный оставляет ее играющему; тот, кто соберет всю колоду или у кого окажется самый большой запас через оговоренное количество туров – выиграл.
Дав правильный ответ, участник откладывает карту. Выиграет тот, кто первым останется с пустыми руками.
Нехитрый прием подходит для облегчения запоминания точной информации по многим предметам: событие – дата (история); страна – континент, страна – столица (география); элемент – валентность (химия); величина – единица измерения (физика).
Осовремененный способ
Классика в виде кусочков картона из моды не выйдет никогда. Но сейчас продвинутые учителя чаще используют подобного рода приемы с помощью компьютерной техники. Те, кому не хватает знаний, чтобы создать соответствующий продукт самостоятельно, могут поискать в Интернете – часто подобные вещи представляются на различные конкурсы педагогического мастерства.
Возможно, получится найти готовый продукт и получить его на приемлемых условиях (они разные на разных форумах). Иначе нужно будет «подставить» в готовую программу нужные вопросы и ответы.
Репетиторам, работающим по Скайпу, особенно стоит обратить внимание на такие программы – они-то не могут воспользоваться бумажным вариантом!
Очевидные выгоды
Делать логические выводы и аргументировать свою позицию такой прием не научит. Но он может облегчить процесс заучивания того, что можно только выучить, и никак иначе. Игра заставляет множество раз повторить информацию (ведь карту переворачивают, чтобы проверить ответ игрока!) и при этом видеть ситуацию «с двух сторон» (карту бросают произвольно, у нее нет официальной «рубашки», поэтому один игрок будет определять событие по дате, а второму может потребоваться определить дату по событию).
При этом к делу подключается азарт – даже слабый ученик может захотеть отличиться только затем, чтобы доказать, что ему «везет в игре». А те участники, что все равно не заинтересуются, получат информацию против воли – нельзя совсем не обращать внимание на то, что мелькает перед глазами и звучит в ушах!
Новое – хорошо забытое старое. Дедовские педагогические приемы сегодня переносят на техническую основу. Но проверенная опытом суть от этого не меняется, так что процесс можно только приветствовать.