Кто такой иллюстратор, как он живет сегодня и как жил когда-то, что он умеет и кому нужен - обо всем об этом говорит Василий Бородин, художник, поэт, блюзмен и, разумеется, иллюстратор с колоссальным опытом.
Суть профессии
Кто такой иллюстратор, по-твоему. Зачем вообще делать иллюстрации к чему-либо? Что это за работа такая?
Иллюстратор — это такой художник, у которого в голове оживает чужой текст, и он, художник, рисует этот возникший в голове мир. То есть нужна способность так пересобирать собственные умения, профессиональный и просто жизненный опыт, вообще взгляд на вещи, чтобы каждый раз получался пусть минимально, но новый художественный язык. То есть у иллюстратора должен быть, да, стиль — или совершенно индивидуальный, или целиком происходящий из мейнстрима и в него встраивающийся — но он должен уметь выбирать и пересоставлять компоненты этого стиля, быть по возможности "разным".
Это всё — если речь не о сугубо функциональной научной или технической иллюстрации, а о иллюстрациях к художественной литературе, публицистике и пр. — нужно тексту для того, чтобы в него поверили как во что-то ценное и живое. Если это какой-нибудь гениальный классический текст, то наличие иллюстраций говорит о том, что — вот, этот текст интересен, современному художнику, и происходит та самая связь времен. А какую-нибудь скучноватую статью или книгу плюс-минус средних достоинств — их сплошь и рядом только иллюстрации и спасают, служат буквально донором и драйва, и осмысленности. Потому что рисунок — условный, стилизованный, не важно,— он заведомо, по сравнению с текстом, ближе к жизни как она есть, к видимому миру.
Рабочий процесс
Как давно ты иллюстрируешь? Как ты понял, что можешь это делать, что тебе это интересно?
Иллюстрирую около семи лет; как иллюстратор технической литературы работаю гораздо дольше. А художественную литературу иллюстрирую, в основном, современную некоммерческую; часто это стихи, современные или классические. Год назад иллюстрировал Ветхий Завет в новом переводе, и сам перед собой поставил задачу рисовать максимально просто, максимально свободно и так, чтобы вышел какой-то нефальшивый баланс грубоватости, почти гротеска, и нежности: сделать так, чтобы эти нарисованные люди, жившие три тысячи лет назад простой и бедной жизнью, выглядели и величественными, и родными. И окончательные тридцать картинок выбирал из двухсот или трехсот сделанных. Трудно объяснить, но иллюстратору нужно быть ТОЧНЫМ, это дело чести, и работа всегда получается не только интересной, но и напряжённой.
История
Как менялась работа иллюстратора? Что сегодня в иллюстрации есть такого, чего не было, скажем, 10, 50, 100 лет назад?
Она меняется с техническим прогрессом, но ручные инструменты никуда не уходят и не уйдут. До Гутенберга все книги были рукописными, и каждую иллюстрацию там рисовали пером и раскрашивали кисточкой — но я и сегодня делаю то же самое, только мой рисунок потом сканируется и попадает к верстальщику. Огромное количество иллюстраций начиная с позднего Средневековья было печатной графикой — гравюрами на металле или дереве; потом появилась литография (оттиски с камня); всё это в какой-то мере остаётся в иллюстраторском арсенале и иногда как бы заново рождается — как ксилография у Владимира Фаворского и его учеников. Но сейчас, разумеется, подавляющее большинство иллюстраторов владеют компьютерными программами, которые особенно усовершенствовались именно в последние 10-20 лет. Они, с одной стороны, позволяют имитировать, почти неотличимо, акварель или масляную живопись, а, с другой стороны, и это интереснее, делают простые контуры, чистые ровные цветА: из этого ужЕ вышел целый новый язык иллюстрации, лёгкий и по-настоящему современный.
Навыки и знания
Что должен уметь иллюстратор?
Иллюстратор должен, что называется, уметь рисовать: знать пластическую анатомию человека и, желательно, всех возможных слонов, лошадей, жирафов, бобров и лягушек; не ошибаться, передавая объём светотенью; важнейшая для иллюстрации вещь — композиция: её нужно уметь строить свободно и смело. Очень хорошо, когда она выглядит свежей, парадоксальной. То есть она, в конечном счете, важнее пятёрки с плюсом за академический рисунок; иллюстратор вообще — по темпераменту, по задачам, которые ему ставит его работа — скорее не отличник, а двоечник, который всё время придумывает что-то новое.
Если говорить о необходимых компьютерных программах — это Corel Painter и Adobe Illustrator (сравнимый по инструментарию с Corel Draw).
Место работы
Кто может работать иллюстратором? В каких сферах они нужны?
Иллюстратором может работать человек, который более или менее хорошо рисует по воображению — именно не с натуры, а "из головы". Лучше всего, если он хорошо владеет необходимыми компьютерными программами и, самое главное, контекстом. Потому что в детской литературе "тренды" и ожидания заказчиков одни, в журналах и на сайтах, пишущих о политике или экономике — другие. Мне очень везет с заказчиками, и мои иллюстрации практически ничем не отличаются от того, что я рисую "для себя", но вообще иллюстраторам сейчас приходится волей-неволей перенимать ходы и приёмы популярных европейских, японских, американских художников.
Обучение и зарплата
Где учиться, и можно ли этому вообще выучится?
Можно выучиться в государственном художественном вузе: в Строгановке сильная школа рисунка, в Суриковском институте — живописи; компьютерные программы, дизайн там преподаются тоже достаточно подробно. Есть Британская Высшая Школа Дизайна, там выпускают, в том числе, именно дипломированных иллюстраторов, владеющих самыми современными и востребованными стилями.
На какую зарплату может расчитывать иллюстратор?
Иллюстратор, как правило, получает заказ на какое-то количество изображений. Техника их создания, их размер и сложность могут быть самыми разными, но, если говорить о самом-самом среднем месячном доходе, то это от 30 до 70 тысяч рублей.