Кто такой иллюстратор, как он живет сегодня и как жил когда-то, что он умеет и кому нужен - обо всем об этом говорит Василий Бородин, художник, поэт, блюзмен и, разумеется, иллюстратор с колоссальным опытом.

создание образа

Суть профессии

Кто такой иллюстратор, по-твоему. Зачем вообще делать иллюстрации к чему-либо? Что это за работа такая? 

Иллюстратор — это такой художник, у которого в голове оживает чужой текст, и он, художник, рисует этот возникший в голове мир. То есть нужна способность так пересобирать собственные умения, профессиональный и просто жизненный опыт, вообще взгляд на вещи, чтобы каждый раз получался пусть минимально, но новый художественный язык. То есть у иллюстратора должен быть, да, стиль — или совершенно индивидуальный, или целиком происходящий из мейнстрима и в него встраивающийся — но он должен уметь выбирать и пересоставлять компоненты этого стиля, быть по возможности "разным". 

Это всё — если речь не о сугубо функциональной научной или технической иллюстрации, а о иллюстрациях к художественной литературе, публицистике и пр. — нужно тексту для того, чтобы в него поверили как во что-то ценное и живое. Если это какой-нибудь гениальный классический текст, то наличие иллюстраций говорит о том, что — вот, этот текст интересен, современному художнику, и происходит та самая связь времен. А какую-нибудь скучноватую статью или книгу плюс-минус средних достоинств — их сплошь и рядом только иллюстрации и спасают, служат буквально донором и драйва, и осмысленности. Потому что рисунок — условный, стилизованный, не важно,— он заведомо, по сравнению с текстом, ближе к жизни как она есть, к видимому миру.

Рабочий процесс

Как давно ты иллюстрируешь? Как ты понял, что можешь это делать, что тебе это интересно?

набросок

Иллюстрирую около семи лет; как иллюстратор технической литературы работаю гораздо дольше. А художественную литературу иллюстрирую, в основном, современную некоммерческую; часто это стихи, современные или классические. Год назад иллюстрировал Ветхий Завет в новом переводе, и сам перед собой поставил задачу рисовать максимально просто, максимально свободно и так, чтобы вышел какой-то нефальшивый баланс грубоватости, почти гротеска, и нежности: сделать так, чтобы эти нарисованные люди, жившие три тысячи лет назад простой и бедной жизнью, выглядели и величественными, и родными. И окончательные тридцать картинок выбирал из двухсот или трехсот сделанных. Трудно объяснить, но иллюстратору нужно быть ТОЧНЫМ, это дело чести, и работа всегда получается не только интересной, но и напряжённой.

История

Как менялась работа иллюстратора? Что сегодня в иллюстрации есть такого, чего не было, скажем, 10, 50, 100 лет назад? 

Она меняется с техническим прогрессом, но ручные инструменты никуда не уходят и не уйдут. До Гутенберга все книги были рукописными, и каждую иллюстрацию там рисовали пером и раскрашивали кисточкой — но я и сегодня делаю то же самое, только мой рисунок потом сканируется и попадает к верстальщику. Огромное количество иллюстраций начиная с позднего Средневековья было печатной графикой — гравюрами на металле или дереве; потом появилась литография (оттиски с камня); всё это в какой-то мере остаётся в иллюстраторском арсенале и иногда как бы заново рождается — как ксилография у Владимира Фаворского и его учеников. Но сейчас, разумеется, подавляющее большинство иллюстраторов владеют компьютерными программами, которые особенно усовершенствовались именно в последние 10-20 лет. Они, с одной стороны, позволяют имитировать, почти неотличимо, акварель или масляную живопись, а, с другой стороны, и это интереснее, делают простые контуры, чистые ровные цветА: из этого ужЕ вышел целый новый язык иллюстрации, лёгкий и по-настоящему современный. 

Навыки и знания

Что должен уметь иллюстратор? 

Иллюстратор должен, что называется, уметь рисовать: знать пластическую анатомию человека и, желательно, всех возможных слонов, лошадей, жирафов, бобров и лягушек; не ошибаться, передавая объём светотенью; важнейшая для иллюстрации вещь — композиция: её нужно уметь строить свободно и смело. Очень хорошо, когда она выглядит свежей, парадоксальной. То есть она, в конечном счете, важнее пятёрки с плюсом за академический рисунок; иллюстратор вообще — по темпераменту, по задачам, которые ему ставит его работа — скорее не отличник, а двоечник, который всё время придумывает что-то новое.

 Если говорить о необходимых компьютерных программах — это Corel Painter и Adobe Illustrator (сравнимый по инструментарию с Corel Draw).  

Место работы

Кто может работать иллюстратором? В каких сферах они нужны? 

Иллюстратором может работать человек, который более или менее хорошо рисует по воображению — именно не с натуры, а "из головы". Лучше всего, если он хорошо владеет необходимыми компьютерными программами и, самое главное, контекстом. Потому что в детской литературе "тренды" и ожидания заказчиков одни, в журналах и на сайтах, пишущих о политике или экономике — другие. Мне очень везет с заказчиками, и мои иллюстрации практически ничем не отличаются от того, что я рисую "для себя", но вообще иллюстраторам сейчас приходится волей-неволей перенимать ходы и приёмы популярных европейских, японских, американских художников. 

Обучение и зарплата

Где учиться, и можно ли этому вообще выучится? 

Можно выучиться в государственном художественном вузе: в Строгановке сильная школа рисунка, в Суриковском институте — живописи; компьютерные программы, дизайн там преподаются тоже достаточно подробно. Есть Британская Высшая Школа Дизайна, там выпускают, в том числе, именно дипломированных иллюстраторов, владеющих самыми современными и востребованными стилями.

 На какую зарплату может расчитывать иллюстратор? 

Иллюстратор, как правило, получает заказ на какое-то количество изображений. Техника их создания, их размер и сложность могут быть самыми разными, но, если говорить о самом-самом среднем месячном доходе, то это от 30 до 70 тысяч рублей.

Рекомендуемые преподаватели

 

Марина Юрьевна - учитель русского языка и литературы онлайн

Рейтинг / 5

учитель русского языка и литературы онлайнВсем здравствуйте!

Меня зовут Марина Юрьевна 1970 года рождения.

Мое образование.

В 1991 году я окончила филологический факультет кафедры литературы в Волгоградском государственном педагогическом университете (ВГПУ). Моя специальность – преподаватель-филолог. Была экспертом областной экзаменационной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку и литературе (2010 и 2011 гг.), знаю все нюансы проведения данного экзамена.

Подробнее...
 

Маргарита - репетитор японского языка по Скайпу

Рейтинг / 5

Опыт преподавания: 5 лет

Проводимые курсы: профессиональный перевод, углубленное чтение, акцент, практика/теория

Возрастные группы учеников: от 13 лет

Образование: Рязанский Государственный университет имени С. А. Есенина 2003-2008

Подробнее...
 

Олег Александрович - репетитор по ивриту онлайн

Рейтинг / 5

иврит учить через скайпКурс: разговорный, бизнес, для детей

Возрастные группы: от 14 лет

Опыт преподавания: 16 лет

Вуз: МГУ, факультет лингвистики и перевода

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета