Разбирая сложное предложение, необходимо сконструировать его схему. Из предлагаемых вариантов схем (линейная и блочная) наиболее распространенная - линейная схема.

Учащимся не трудно подчеркнуть члены предложения условными линиями, заключить все предложение в скобки и вытянуть все схематические условные наименования в одну черту.

Блочные схемы предпочтительнее выполнять, разбирая любой вид сложного предложения, сложную конструкцию с разными видами связи и СПП с двумя или больше придаточными.

Покажем порядок конструирования модели сложного предложения.

Скобками [ ] охватывается каждая часть сложного предложения. Каждое простое предложение заключается в отдельные скобки (можно ориентироваться на число подлежащих и сказуемых). Ради удобства, нумеруем части предложения. Связывающий союз остается за скобками, как и точка. На схеме же показываем не все члены предложения, а только подлежащее и сказуемое.

  • ССП

Дождь шумел, а ветер метался от одного дерева к другому, и молнии сверкали в ночи.

[Дождь шумел] 1, а [ветер метался] 2, и [молнии сверкали] 3.

  • СПП

Сложноподчиненная конструкция обычно имеет в составе главную часть, заключающуюся в указанные скобки - [ ], и придаточную, которая будет находиться в других скобках - (). Количество предложений также совпадает с числом грамматических основ. Союз, союзное слово показывается в скобках.

Придаточная часть не может существовать без главной. Они связаны смысловыми отношениями. Смысловые вопросы задаются от главной к придаточной части.

Через окно девочка увидела, что маленькая птичка села на ветку яблони, которая наклонилась к земле.

[Девочка увидела] 1, (что птичка села) 2, (которая наклонилась) 3.

  • БСП

В бессоюзной конструкции все части предложения равноправны между собой. Убрав одну из частей, мы не нарушаем смысла предложения.

[Туман рассеялся] 1, [запели птицы] 2. [солнце заблистало на листьях деревьев] 3.

  • СП с разными видами связи

Составляя схемы таких предложений, следует обратить внимание на то, что части сложных конструкций объединяются с помощью союзов (сочинительных и подчинительных) и без союзов, с помощью интонации.

Солнце садилось за горизонт, однако лес успокаивался: кукушка отсчитывала последние годы, вблизи дятел извлекал последнюю букашку.

[Солнце садилось] 1, однако [лес успокаивался] 2: [кукушка отсчитывала] 3, [дятел извлекал] 4.

Вам все понятно?

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета