2015-10-17Разбор глагола как части речи

Морфологический разбор любой части речи помогает закрепить о ней все полученные знания. Глагол – одна из сложных по грамматическим показателям частей речи, поэтому систематизируя знания о нём, нужно строго следовать алгоритму.

Во-первых, укажите грамматическое значение (для глагола это действие предмета) и задайте вопрос, соответствующий глагольной форме: мама (что делает?) прощает или мама (что сделает?) простит.

Правильно поставленный вопрос поможет верно определить начальную форму (инфинитив) и избежать ошибки от смешения видов глагола: прощает – начальная форма прощать (что делать?), простит – начальная форма простить (что сделать?).

Во-вторых, проанализируйте основные признаки глагола, присущие ему как части речи, вначале – постоянные.

  1. Вид. Несовершенный вид глагола указывает на действие незаконченное, не доведённое до конца: солнце (что делает?) греет; у глагола совершенного вида другое значение: показать, что действие свершилось, закончилось: солнце(что сделало?) село.
  2. Возвратность/невозвратность. Возвратным будет глагол, который имеет после окончания суффикс -ся (-сь) (купаться, улыбаюсь, возвращаемся); такое действие обращено на говорящего. Глаголы без -ся (-сь) – невозвратные: приносит, убегает. Не являются возвратными и безличные глаголы с -ся типа: Мне здесь хорошо работается; Мне не спится.
  3. Переходность/непереходность. Действие переходных глаголов направлено на предмет. При этом часть речи со значением предмета должна стоять либо в форме винительного падежа без предлога: водить (что?) автомобиль, увидеть (кого?) его, либов родительном падеже также без предлога, но со значением части от целого: насыпать (чего?) сахару. Непереходными являются все остальные глаголы: думать (о чём) о празднике, входить (во что?) в дом.
  4. Спряжение определяется по гласным буквам в личных окончаниях. Так, показателем 1 спряжения будут гласные -Е, -У/-Ю, для 2 спряжения характерны -И, -А/-Я. Но так определяют спряжение, если окончание ударное: летИт, летЯт – этот глагол 2 спряжения, поЁт, поЮт – 1 спряжения.

Значительная часть глаголов имеет безударное личное окончание: лечИ/Ешь, лечИ/Ет, лечА/Ут. Поэтому нужно посмотреть, на что оканчивается глагол в начальной форме: если на -ИТЬ, значит глагол 2 спряжения. Все прочие глаголы – 1 спряжения. Также не забывайте о глаголах-исключениях: они есть и в том, и в другом спряжении. Глаголы есть, дать, хотеть, бежать - разноспрягаемые.

Среди непостоянных признаков глагола выделяются:

1. Наклонение: изъявительное (оно указывает на реальность действия): пишет, писал, будет писать; условное (возможное при каком-то условии), на это указывает частица БЫ (Б): написал бы; повелительное (обозначает просьбу, приказ, совет): принеси, уберите, сядь, ляг, отдайте, пусть ответит, пускай выберут.

2. Время. Все временные формы (прошедшее, настоящее, будущее) можно определить у глаголов несовершенного вида: слушал, слушаю, буду слушать. Для глаголов совершенного вида характерны только прошедшее и будущее время: услышал, услышу.
3. На лицо глагола укажут личные местоимения: 1 лицо – Я, МЫ, 2 – ТЫ, ВЫ, 3 – ОН (ОНА, ОНО), ОНИ.

Безличные глаголы, как например, светает, знобит, вечереет обозначают действие, происходящее без участия лица. При разборе делается пометка: безличный.

4. Число (единственное/множественное). По числам изменяются глаголы в любом наклонении и времени: поёт – поют, пел бы – пели бы, спой – спойте, будет петь – будем петь, пел – пели.
5. Род можно определить, если глагол употреблён в прошедшем времени или стоит в условном наклонении: месяц сиял, ёлка сияла, солнце сиял; луна вышла бы, месяц вышел бы, солнце вышло бы.

Последний этап – определение синтаксической роли глагольной формы в предложении.

Обычно глагол является сказуемым, но синтаксическое употребление инфинитива значительно шире: Читать лёжа вредно (подлежащее); Желание выговориться было велико (несогласованное определение); Я попросил подготовить тезисы доклада (дополнение).

Таким образом, при разборе глагола нужно следовать данному порядку:

  1. Назвать часть речи и её грамматическое значение, в данном случае действие. Поставить вопрос к той форме, которая разбирается.
  2. Определить начальную форму – инфинитив, задав вопрос что делать? или что сделать?
  3. Назвать постоянные морфологические признаки:
  • вид: совершенный или несовершенный;
  • возвратный или невозвратный;
  • переходный или непереходный;
  • спряжение.

4. Выявить непостоянные признаки, то есть указать формы

  • наклонения;
  • времени;
  • лица;
  • числа;
  • рода.

5. Указать, чем является в предложении.

Образец разбора

Вечером в чаще хмурятся хвойные потёмки.

Хмурятся.

  1. Глагол; обозначает действие предмета; (что делают?) хмурятся.
  2. 2. Начальная форма: (что делать?) хмуриться.
  3. Несовершенный вид; возвратный, непереходный, 2 спряжение.
  4. Употреблён в форме изъявительного наклонения; настоящего времени, 3 лица, множественного числа.
  5. 5. Роль в предложении – сказуемое: потёмки (что делают?) хмурятся.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета