Если вам нужно написать сочинение о русских сказках, то ничего сложного в этом, по большому счёту, нет.
С чего начинается знакомство детей с традиционной культурой, да и вступление их в мир литературы в целом? Конечно же, со сказок! Благодаря им формируется стойкое убеждение, что добро всегда, несмотря на отдельные поражения и неудачи, держит верх над злом. Создаются прочные моральные убеждения. И всё это достигается как бы само собой. Вроде бы только лишь читается вслух незамысловатая история… но какие глубокие последствия она имеет!
В сказках содержится много скрытых смыслов. Извлечь их сходу не получится. Так с ранних лет человек приучается распознавать культурный код, контекст того или иного события, действия. Даже взрослые люди с удовольствием перечитывают некогда любимые произведения, которые открываются при этом зачастую с совсем новой стороны, представляются не такими, как прежде.
Жанр сказки почти так же стар, как и сама культура. Её сюжеты не просто выражают отношение людей определённой эпохи к окружающему миру, но и ставят в доступной для детей аллегорической, иносказательной форме «вечные» вопросы. Как распознать зло, рядящееся в одежды добра и присваивающее его вид? Как отличить желающих тебе блага от бесстыдно использующих тебя же? Как найти своё место в жизни, своё призвание и тех людей, которые станут верными твоими спутниками на годы и даже десятилетия?
Пусть и несколько условно, русские сказки делятся на бытовые, волшебные и сказки о животных. Их различают по основной канве сюжета. При этом, следует иметь ввиду, что указанные типы почти не существуют в чистом виде, в каждой сказке есть элементы разных видов.
Особенность бытового сюжета – в нём всегда сопоставляются бедные и богатые персонажи, причём симпатии неизвестных авторов неизменно остаются на стороне первых. Они каждый раз добиваются успеха, даже несмотря на частичные провалы, даже невзирая на всё могущество, власть, благосостояние и хитрость своих оппонентов.
Сказки о животных как бы переносят на них человеческие черты (хитрые лисы, трусливые зайцы, злобные и коварные волки, агрессивные, но при этом туго соображающие медведи и так далее). В зверином обличье перед детьми проходит вереница характеров, они учатся распознавать их в поведении других людей.
Сказочное добро всегда сильное, смелое, умное и красивое, не боящееся трудностей и тяжёлой работы. Сказочное зло, соответственно – слабое физически, больше хитрое и коварное, чем интеллектуально развитое, отличается всевозможными уродствами и физическими дефектами. Оно бывает могущественным и изворотливым, держит рычаги власти и имеет большие богатства, сколачивает целые армии. Но положительные герои неизменно держат над ним верх, хотя и оказываются зачастую изначально вроде бы слабее, хотя и попадают то и дело в расставляемые для них ловушки.
Очень важный мотив множества сказок таков: мало быть сильными и смелыми, мало уметь бороться – иной раз следует идти на помощь другим в сложных случаях, даже жертвовать собой, и за счёт этого добиваться успеха. Но значение сказок не исчерпывается их назидательностью. Они представляют собой целый пласт языка и культуры, к которому неоднократно обращались (и продолжают обращаться поныне) писатели и поэты, кинорежиссёры и публицисты, театральные постановщики и художники. Ознакомление со сказками, таким образом, улучшает в обществе моральный климат и обогащает его культуру. Это касается и отдельных людей, делает их совершеннее и гуманнее, нежели раньше.