Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Занимаясь подготовкой старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, замечаю, что в качестве основных аргументов из художественной литературы принято брать примеры из самых известных романов мировой классики: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Анна Каренина», «Евгений Онегин» (забавно, что названия все двусловные))

Иван Бунин - Русский писатель

Согласна, что сочинение (эссе) ЕГЭ по русскому языку в том виде, в котором его наблюдем сейчас, — работа шаблонная. И все же некоторые телодвижения МинОбраза радуют. Кажется, запрос общества на людей, способных мылить, замечен кем-то сверху (кем сверху – пусть каждый решит сам). Например, введение устной части в ОГЭ по русскому языку радует. Потому что за школьные годы ребята часто разучиваются облекать свои мысли в форму. При этом я не беру на себя ответственность обвинять в этом школьных учителей.

Так вот тенденция эта – следствие инертности, лени и слабости человеческой. Перекроить ее нелегко, но можно и приятно. Поэтому решила, что уместно брать шедевры литературы, которые школьная программа обошла вниманием. Либо неочевидные моменты известных романов, повестей. рассказов, поэм, баллад, стихотворений… Вместе с вами устраивать короткие разборы произведений не только эпических, но и лирических.

Так будет интереснее и полезнее для ума. И поможет вам, надеюсь, не только в краткосрочной перспективе для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку, но и в дальнейшей жизни – вырасти в гармоничную личность с развитым эстетическим и чувственным восприятием. Поверьте, однажды это сыграет решающую роль в вашей жизни. Хот в это трудно поверить сейчас. Я потом расскажу – как. Обязательно раскроем это.

В комментариях прошу вас высказывать свои пожелания, замечания.

Итак, с чего мы начинаем разбор художественного произведения. Лирического или эпического.

Вряд ли я сообщу новость, если скажу, что – с информации об авторе. Ибо понимание и грамотная трактовка контекста написанного без расчета внешних обстоятельств автора будет напоминать то, как если взять купным планом одну только гору и рассуждать о породах, из которых она состоит и пытаться выявить природу происхождения отдельных бугорков. Как вдруг, отдалив объектив камеры, понять, что это человеческий нос.

Мы не можем делать однозначные выводы об истинных мотивах автора в процессе создания произведения. И все же изучение исторического фона облегчает задачу разы.

Попробуйте, как говорится, и убедитесь сами.

Начать всю эту нетягомотную историю хочу с крошечного рассказа, который, прочитав однажды, невозможно забыть никогда. Бунин «Дурочка».

Когда я начинала свою книгу о журналистике, то одна из первых глав тогда называлась «Узнай все о герое» или что-то вроде того. О герое будущей статьи, имелось в виду. Так же и здесь.

Это как статья, журналистское расследование, литературоведческое исследование — мы должны знать о рассказе все возможное.

Вспоминаем или смотрим в поисковике годы жизни Ивана Алексеевича (1870-1953). Что это было за время, что происходило в жизни писателя, поэта, переводчика. Смотрим период написания рассказа, узнаем, что он входит в сборник «Темные аллеи» и то, что в сборник входит много других рассказов, которые автор создавал в 1937-1944 годах. 7 лет. 38 новелл. Написаны в эмиграции и относятся к периоду позднего творчества автора, что есть вообще разговор отдельный. 28 сентября 1940 года Бунин написал ещё одну новеллу. Такая же незабываемая, бьющая под дых — «Красавица». «Руся» была написана днём ранее. «Антигона» уже 20 октября.

Что происходит с Иваном Алексеевичем в этот период, что он видел, ощущал такого, что из него лились эти чувства, облеченные в душераздирающую форму — страшные рассказы — новеллы? Бывает, достаточно какой — нибудь собачонки, скулящей на морозе — и вот новелла.

Кого и что подглядел писатель мы узнаём из архивов и источников, к которым имеем доступ.

Вернемся к «Дурочке». В полстранички умещается вся боль человеческая. Темы предательства, самого жуткого — близких. Тема сиротства (при живом отце в «Красавице» да и в «Дурочке», в общем, тоже), темы бездушия и равнодушия в обеих новеллах удушающе чувственны. Тема одиночества в «Красавице» и жестокости — в «Дурочке».

Также тема падения, нравственной грязи, распущенности и лицемерия в «Дурочке». Дьячок — человек, который готовится посвятить себя служению Господу, не только допускает грех, не раскаивается в нем, а ещё и обрекает женщину и своего ребенка, которых он унизил, на смерть.

Проблема падения служителей культа поднимается часто. Это и «Поющие в терновнике» Колин МакКаллоу и «Овод» Войнич. И некоторые случаи из жизни наших современников можно вспомнить.

Помним, что проблема формулируется через вопрос. В зависимости от контекста сформулируем ее по-разному. Имеет ли право служитель культа на проявления человеческой сущности, слабости? Что есть истинное служение, а что — ложное. И тому подобное.

Острота и болезненность конфликта именно из-за контекста. Помню, как в 17 лет прочитала «Поющих в терновнике» и не могла простить главному герою его предательства Бога. Для меня это было предательством. Мне уже не совсем 17, а юношеский максимализм остался: сделал выбор — пожинай плоды)

О проблеме выбора и о результатах мы уже говорили. По теме влияния семьи на формирование характера и жизненного сценария пройдемся.

Мы не будем дербанить (да, именно это слово я и хотела употребить) жемчужины на молекулы. А именно — новеллы позднего Бунина на аргументы ЕГЭ. Мы обозначили первый

этап разбора прозаического произведения — исследование контекста написания, жизни автора в этот момент.

Следующим пунктом разбора я бы обозначила идею/идеи. Это то, что осталось в нас после прочтения.

Продолжение, как говорят, следует.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета