Очень часто можно слышать, что-де варианты вопросников для проведения различных аттестаций подбирает компьютер, и угадать точно, какие именно вопросы окажутся в приоритете, невозможно. Говорят даже, что никаких приоритетов нет совсем, и все темы при проведении контроля равноправны.
Однако опыт показывает, что это не так, особенно в случае контроля знаний по истории. Многолетние наблюдения доказывают, что гораздо больше шансов на попадание в состав экзаменационных вопросов имеют те события и явления, которые в текущем году находятся «в юбилее». И эта особенность относится не только к ЕГА, но и к различным олимпиадам, конкурсам, выборочным проверкам.
У кого день рождения?
Нетрудно понять, что юбилейными ныне являются даты, заканчивающиеся на «7» и «2». При общих равных условиях большее внимание всегда уделяется более масштабным событиям, так что фавориты очевидны. Это революционные потрясения 1917 года (тем более, что особый интерес к ним уже был отмечен на высшем уровне) и Отечественная война 1812 года.
Сохраняется и стойкий интерес к периоду Великой Отечественной, и можно понять, что ориентироваться нужно более всего на 1942 год, тем более, что обычно этот промежуток привлекает не так много внимания. Но тогда имели место весьма значительные события: формирование антигитлеровской коалиции, завершение Московской операции и Севастопольской обороны, оккупация гитлеровцами Крыма и Донбасса (можно догадаться, почему это особенно актуально!), война на Кавказе и начало Сталинградской битвы.
Таких примеров немало, и в процессе подготовки к аттестации нужно обращать внимание именно на подобные даты. Из огромной выборки можно привести:
- 1147 г. – первое упоминание Москвы;
- 1237 г. – поход Батыя на Русь, разгром Рязани;
- 1242 г. – Ледовое побоище;
- 1497 г. – создание Судебника Ивана III, введение Юрьева дня;
- 1612 г – начало народной войны с польскими захватчиками;
- 1702 г. – взятие Нотебурга, первый значительный успех в Северной войне, закрепление в устье Невы;
- 1722 г. – принятие «Табеля о рангах»;
- 1877 г. – начало русско-турецкой войны, освобождение Болгарии;
- 1907 г. – введение столыпинской аграрной реформы;
- 1962 г. – Карибский кризис.
Приведенный список очень неполон, но позволяет понять, как именно концентрировать свое внимание на нужных моментах.
Особенности проявления закономерности
Но важно понимать, что интерес к юбилейным темам у составителей заданий по истории не всегда бывает явным. То есть, не стоит ждать вопросов только в формате «когда произошло то-то?» или «что произошло в таком-то году?». Есть множество вариантов.
Так, можно интересоваться событиями не 1917 года, а времен Мировой и гражданской войн (важнейшие причина и следствие революции). По поводу похода Батыя задание может выявлять знания по истории древнерусской литературы («Повесть о разорении Рязани Батыем»). Ледовое побоище может стать частью характеристики деятельности князя Александра Невского, а «Табель о рангах» - Петра Великого.
Юбилейная дата может стать объединяющим фактором, на основании которого нужно исключить лишнее (Смоленское сражение – Бородинское сражение – совет в Филях – «битва народов» под Лейпцигом; лишним является последний пункт, так как только это битва произошла не в 1812 году). Может она быть и отправной точкой для освещения серии событий или явления (столыпинская реформа – результаты первой русской революции; Судебник 1497 года – процесс закрепощения крестьян).
Конечно, полагаться только на «юбилейный» принцип нельзя, но помочь он может. К примеру, заставить приложить побольше усилий к делу освоения конкретных вопросов (это в любом случае не повредит). И его «статистическая достоверность» уже давно установлена преподавателями и экзаменующимися.