Сразу скажем – отставание в учебе здесь ни при чем. Речь пойдет о хорошо успевающих учениках, собирающихся связать свою жизнь со специальностью гуманитарной или общественной направленности (это может быть политика, журналистика, дипломатия, юриспруденция или собственно история).
Таким выпускникам нужны высокие экзаменационные оценки по предмету и хороший аттестат (иначе они не пройдут в вуз по конкурсу). Но это не все – им требуется реальное понимание предмета, потому что грош цена журналисту или дипломату, что не может анализировать взаимосвязь происходящих в обществе событий и определять характерные признаки исторических явлений.
Противоречие потребностей
И тут возникает противоречие: очень сложно получить то и другое одновременно. Экзамен, сдаваемый в тестовой форме, требует механического заучивания, а никак не умения анализировать и думать. Школьная же программа непозволительно ужата (что такое 1 урок в неделю на изучение событий и явлений нескольких веков в мировом масштабе?), и у учителей, от которых требуют успешной сдачи учениками тестов, просто не хватает времени на что-либо другое, кроме фактического материала.
Есть у программы и другие недостатки, мешающие осознанию логики исторического процесса в целом. В частности, таковым является разбивка материала для изучения по классам – это ж додуматься надо, изучать Великую французскую революцию и наполеоновские войны в разные годы!
Следует одобрить организацию в старшей школе обобщающего повторения всего курса отечественной и мировой истории. Программа на эти годы выглядит неплохо (с некоторыми оговорками), поскольку содержит как раз предложения по составлению цепочек причинно-следственных связей и уяснению наиболее характерных черт эпох, событий и явлений. Однако учителя и здесь оказываются вынужденными заниматься не столько анализом, сколько повторением фактического материала, поскольку иначе ученики неудачно сдадут ЕГЭ, а всех ежегодно пугают тем, что экзамен по истории будет обязательным!
Скорая помощь
Но школьник, собирающийся связать с общественными науками жизнь, не может себе позволить только запомнить набор исторических фактов. Да, хорошо бы в принципе поменять подход к историческому школьному образованию, но такие вещи делаются медленно. А многим старшеклассникам надо будет обучаться в вузах уже завтра.
Вот почему им потребуется репетитор истории через Skype. Он может работать с молодым человеком очно или дистанционно, но он в любом случае не связан строгими рамками программы, и результаты его работы оцениваются не только полученными на экзамене баллами. Индивидуальные занятия предоставляют возможность тратить время на работу с источниками, творческую и исследовательскую деятельность, диспуты и споры. Таким образом ученик сможет не только получить минимальный багаж фактических знаний, но и усвоить главные принципы работы в исторической научной сфере. Вот тогда он будет готов к тому, чтобы эта наука стала его специальностью.
Помочь в этом может не только репетитор. Нередко в школах учителя ведут предметные кружки, где нет жесткой регламентации, как на уроках. Есть подобные возможности и вне школы – кружки общественных организаций и учреждений внешкольного образования, есть популярная литература и поощряющие конкурсы. Но все-таки занятия с репетитором относятся к числу наиболее доступных (благодаря техническим средствам их можно обеспечить в любом населенном пункте) и эффективных. Да, родителям придется потратить дополнительные средства. Но настоящие знания – куда лучшее вложение денег, чем модные игрушки, дорогие телефоны и вкусная, но бесполезная еда.