Говоря о пользе шахмат, их часто сравнивают с тренажером для ума. Я бы их сравнил скорее с тренажерным залом, где есть много снарядов для разных групп мышц или даже со спортивным комплексом. Человеческая личность - это очень сложная система и для ее полноценного развития требуется либо много разных «тренажеров», либо один очень многофункциональный, комплексный.

Шахматы как раз являются таковыми, и я хочу далее раскрыть эту мысль. На начальной стадии обучения (ходы фигур, базовые правила) они дисциплинируют ученика, требуют от него усидчивости, терпения, учат концентрироваться и удерживать много объектов в поле внимания. Затем при первых учебных примерах и задачах шахматы показывают, что важно замечать все происходящее на каждой из 64 клеток шахматной доски, при этом видя ситуацию в целом, как бы с высоты. Как говорится: «за деревьями видеть лес», и при этом замечая каждое дерево (фигуру).

По мере обучения требования к дисциплине, сосредоточенности продолжают расти, способности ученика развиваются, это может уже отражаться и в обычной жизни – человек более внимателен, спокоен, рассудителен. Когда базовые понятия изучены и начинаются первые партии с противником, то открывается новый слой многогранного бриллианта шахмат – спортивный: желание одержать верх в поединке, показать себя с лучшей стороны, избежать неприятного поражения.

Тут уже параллельно начинается тренировка характера, т.н. бойцовских качеств, спортивного самолюбия в хорошем смысле, умения достойно держать «удар» из-за неизбежных вначале неудач, не терять мотивацию.

Также во время партии у шахматиста начинает развиваться воображение, фантазия, интуиция, которые необходимы для получения преимущества при игре с примерно равным противником.

Без этого партии бывают скучны, шаблонны и заканчиваются вничью. Побеждает же зачастую тот, кто раньше найдет нестандартную удачную идею или несколько идей и грамотно осуществит это на доске.

Шахматист-спортсмен учится чувствовать уровень и настрой противника, тонко учитывая их, старается предугадывать его ходы и планировать собственные действия. Это дает развитие интеллекта – функции комплексной оценки ситуаций и эффективного планирования действия.

Если шахматами занимается ребенок, то будут повышаться его способности по большинству предметов особенно по точным наукам, улучшится успеваемость и дисциплина (хотя важно при этом следить за достаточной физической активностью и биоритмом).

Например, все мое детство с 5 лет проходило под знаком шахмат. До 8 класса я был круглым отличником, затем в лицее с повышенным уровнем был твердым хорошистом, без проблем поступил в ВУЗ. При этом в детстве много играл в футбол и подвижные игры, гулял, плавал, поэтому отличался отличным здоровьем. Взрослому занятия шахматами также поможет в любой профессии, связанной с мыслительной либо управленческой деятельностью.

Пожилым людям эта величайшая из игр полезна для поддержания умственного уровня и как превосходное лекарство от скуки (вспомним хотя бы старика в санатории из «Жизнь взаймы» Э.М.Ремарка). Шахматы это единственный олимпийский вид спорта, не имеющий возрастных ограничений - можно играть хоть в 5 лет, хоть в 90.

Шахматы сравнивают часто с уменьшенной моделью поля военных действий (отсюда и суть названий фигур: боевые слоны, кавалерия на конях, ладьи-крепости, пешки-пехота). Но их вполне можно считать моделью жизни вообще, в которой всегда есть противоборство неких полярных сил, есть разные по своей значимости факторы-фигуры, есть ограничения во времени (ходы, контроль времени на партию) и в пространстве (доска, свободные поля).

И в шахматах, и в жизни для достижения успеха нужно уметь просчитывать ситуацию вперед, предугадывать события, правильно реагировать на них, отличать важное от второстепенного. Иногда нужно действовать быстро и решительно, иногда спокойно и сдержанно. Здесь есть и красивые, яркие, волнующие моменты, и много «обычных, серых» будней-ходов, которые также важны и необходимы.

Шахматы учат быть одновременно и тактиком, вникающим во все мелкие нюансы и детали, и стратегом, который мыслит глобально, долгосрочно. Можно сказать, что шахматы учат мудрости: умению прикладывать необходимое усилие в нужном месте и в правильный момент времени.

А чему в этой жизни можно научиться более важному, чем мудрость?..

Рекомендуемые преподаватели

 

Елена Александровна - дистанционный репетитор по химии

Рейтинг / 5

репетитор по химии через скайпУважаемые ребята и родители!

Меня зовут Елена Александровна, я репетитор по химии.

Образование: степень бакалавра (2008) и магистра(2010) техники и технологии В Московском Государственном университете тонких химических технологий. В 2013г. закончила аспирантуру.

Научные достижения: по гранту Президента РФ стажировалась за границей, участвовала в международных конференциях; опубликованы тезисы и научные статьи.

Подробнее...
 

Сергей Сергеевич - преподаватель по химии, биологии, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Рейтинг / 5

Здравствуйте! Меня зовут Сергей Сергеевич. Я закончил Шахтинский Медицинский Колледж, по специальности «Лабораторная Диагностика». В настоящее время заканчиваю химический факультет ЮФУ, по специальности Химик-Инженер. Являюсь сотрудником научной лаборатории, кафедры органической химии.

Подробнее...
 

Елена - репетитор французского по скайпу

Рейтинг / 5

Здравствуйте. Я Елена Всеволодовна. У меня преподавательский стаж 39 лет, имею высшую квалификационную категорию учителя. Образование у меня профильное, лингвистическое, по специальности педагог. На протяжении всей трудовой деятельности я испробовала многие методики обучения учащихся, предназначенных для учеников различных возрастных групп, способностей и уровней подготовки.

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета