Говоря о пользе шахмат, их часто сравнивают с тренажером для ума. Я бы их сравнил скорее с тренажерным залом, где есть много снарядов для разных групп мышц или даже со спортивным комплексом. Человеческая личность - это очень сложная система и для ее полноценного развития требуется либо много разных «тренажеров», либо один очень многофункциональный, комплексный.

Шахматы как раз являются таковыми, и я хочу далее раскрыть эту мысль. На начальной стадии обучения (ходы фигур, базовые правила) они дисциплинируют ученика, требуют от него усидчивости, терпения, учат концентрироваться и удерживать много объектов в поле внимания. Затем при первых учебных примерах и задачах шахматы показывают, что важно замечать все происходящее на каждой из 64 клеток шахматной доски, при этом видя ситуацию в целом, как бы с высоты. Как говорится: «за деревьями видеть лес», и при этом замечая каждое дерево (фигуру).

По мере обучения требования к дисциплине, сосредоточенности продолжают расти, способности ученика развиваются, это может уже отражаться и в обычной жизни – человек более внимателен, спокоен, рассудителен. Когда базовые понятия изучены и начинаются первые партии с противником, то открывается новый слой многогранного бриллианта шахмат – спортивный: желание одержать верх в поединке, показать себя с лучшей стороны, избежать неприятного поражения.

Тут уже параллельно начинается тренировка характера, т.н. бойцовских качеств, спортивного самолюбия в хорошем смысле, умения достойно держать «удар» из-за неизбежных вначале неудач, не терять мотивацию.

Также во время партии у шахматиста начинает развиваться воображение, фантазия, интуиция, которые необходимы для получения преимущества при игре с примерно равным противником.

Без этого партии бывают скучны, шаблонны и заканчиваются вничью. Побеждает же зачастую тот, кто раньше найдет нестандартную удачную идею или несколько идей и грамотно осуществит это на доске.

Шахматист-спортсмен учится чувствовать уровень и настрой противника, тонко учитывая их, старается предугадывать его ходы и планировать собственные действия. Это дает развитие интеллекта – функции комплексной оценки ситуаций и эффективного планирования действия.

Если шахматами занимается ребенок, то будут повышаться его способности по большинству предметов особенно по точным наукам, улучшится успеваемость и дисциплина (хотя важно при этом следить за достаточной физической активностью и биоритмом).

Например, все мое детство с 5 лет проходило под знаком шахмат. До 8 класса я был круглым отличником, затем в лицее с повышенным уровнем был твердым хорошистом, без проблем поступил в ВУЗ. При этом в детстве много играл в футбол и подвижные игры, гулял, плавал, поэтому отличался отличным здоровьем. Взрослому занятия шахматами также поможет в любой профессии, связанной с мыслительной либо управленческой деятельностью.

Пожилым людям эта величайшая из игр полезна для поддержания умственного уровня и как превосходное лекарство от скуки (вспомним хотя бы старика в санатории из «Жизнь взаймы» Э.М.Ремарка). Шахматы это единственный олимпийский вид спорта, не имеющий возрастных ограничений - можно играть хоть в 5 лет, хоть в 90.

Шахматы сравнивают часто с уменьшенной моделью поля военных действий (отсюда и суть названий фигур: боевые слоны, кавалерия на конях, ладьи-крепости, пешки-пехота). Но их вполне можно считать моделью жизни вообще, в которой всегда есть противоборство неких полярных сил, есть разные по своей значимости факторы-фигуры, есть ограничения во времени (ходы, контроль времени на партию) и в пространстве (доска, свободные поля).

И в шахматах, и в жизни для достижения успеха нужно уметь просчитывать ситуацию вперед, предугадывать события, правильно реагировать на них, отличать важное от второстепенного. Иногда нужно действовать быстро и решительно, иногда спокойно и сдержанно. Здесь есть и красивые, яркие, волнующие моменты, и много «обычных, серых» будней-ходов, которые также важны и необходимы.

Шахматы учат быть одновременно и тактиком, вникающим во все мелкие нюансы и детали, и стратегом, который мыслит глобально, долгосрочно. Можно сказать, что шахматы учат мудрости: умению прикладывать необходимое усилие в нужном месте и в правильный момент времени.

А чему в этой жизни можно научиться более важному, чем мудрость?..

Рекомендуемые преподаватели

 

Владимир Анатольевич - преподает физику, астрономию и математику по Скайпу

Рейтинг / 5

репетитор физики по скайпуВ 2011 году окончил Украинский физико-математический лицей. Был участником и призером городских Киевских олимпиад, Всеукраинских турниров физиков. Был участником международной олимпиады по астрономии. Призер 48 выездной физико-математической олимпиады МФТИ. Призер Всеукраинского этапа Малой академии наук Украины, в области экспериментальной физики.

Подробнее...
 

Преимущества

Рейтинг / 5

К числу основных преимуществ такой формы обучения можно отнести следующее:

  • Программа строится индивидуально, с учетом уровня подготовки и потребностей каждого конкретного ученика;
  • Уроки проходят в благоприятной атмосфере, грамотный репетитор всегда настроен к обучающемуся доброжелательно, готов помочь ему разобраться со всеми трудными для понимания моментами;
  • Онлайн-занятия дают каждому ученику возможность получить все необходимые теоретические знания, развить в себе аналитические способности, а также такие важные качества характера, как упорство, целеустремленность и трудолюбие;
  • Программа уроков в полной мере соответствует всем образовательным стандартам и нормативам;
  • Стоимость онлайн-занятий обычно существенно ниже цены на услуги обычного репетитора, потому что отсутствуют расходы на транспорт, аренду помещения, приобретение учебных пособий;
  • Ученику не нужно тратить массу времени на проезд, он может заниматься русским языком у себя дома, в знакомой и комфортной для себя обстановке.
 

Алексей Кириллович - репетитор по истории, обществознанию, философии по скайпу

Рейтинг / 5

репетитор по истории и обществознанию по скайп

Образование МГГУ им.Шолохова (2009) (специальность – учитель истории и обществознания)

 - преподаватель истории, обществознания, социологии, политологии, философии, педагогики, религиоведения, краеведения, дисциплин по специальности «туризм».

Организатор Музея Кашинской Старины, Музея ремесел «Дом крестьянина», Музея Каши, аккредитованный экскурсовод, краевед, историк-исследователь. Сочетает научно-популяризаторскую деятельность с преподаванием.

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета