Дорогой друг! Тебе предстоит выполнить задания, проверяющие твою подготовку по русской литературе. Для того, чтобы ответить на следующие вопросы, тебе потребуется учебник.
Желаем успеха!
Задание №1.
Прочитай, пожалуйста, вступительную статью учебника к теме «Из басен народов мира» (стр. 67-69) и ответьте на вопрос «В чем заслуга Эзопа перед литературой?»
Заслугой Эзопа можно назвать то, что он первый изобрел басню как жанр литературы. Использовал Эзоп басню как орудие защиты угнетенных. Высмеивал пороки людей, развлекая и поучая людей.
Задание №2.
Вопросы из раздела «Из басен народов мира»:
- Как ты понимаешь, что такое эзопов язык?
Эзопов язык - это иносказательный язык, который под видом шутки и развлечения используется для насмешки, поучения.
- Можно ли назвать басню вымышленным, развлекательным и поучительным рассказом?
Да, басню можно назвать поучительным рассказом, в котором высмеиваются все пороки и используется собирательный образ. Главными героями басни являются животные
- Когда появились русские басни? И в творчестве каких писателей стал быстро развиваться этот жанр?
Русская басня возникла еще в древние времена, но основное и стремительное развитие получила в 18 веке. Басню, как жанр, очень быстро начали развивать В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, В.И.Мауков, М.В.Ломоносов, И.А.Крылов.
- Прочитайте басню М.В. Ломоносова (стр. 76). О чем спорили знаменитые ученые Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
Ученые спорили: Солнце вращается вокруг Земли, или наоборот. Повар решил этот вопрос по-простому, он указал, что не очаг крутится вокруг жаркого, а наобот.Таким образом, можно сказать, что автор не с проста ввел в басню простого повара, автор показывает, что иногда сложные решения находятся на поверхности, и обычный человек может найти простой ответ на сложный вопрос.
- У В.К. Тредиаковского есть басня «Ворон и лиса», у А.П. Сумарокова – «Ворона и лиса», у И.А. Крылова – «Ворона и лисица». Что общего у этих басен и чем они различаются?
Общего у этих басен очень много: во-первых, название. Во-вторых, идея басни одинакова. В-третьих, высмеиваются одни и те же пороки человека: хитрость, самолюбие, хвастовство.
Различаются эти басни языком изложения.
- Какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Волк на псарне»?
- Выпиши мораль басни И.А. Крылова «Свинья под дубом».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувстфвуя, что он вкушает их плоды.
- Прочитай басню С.В. Михалкова «Грибы». Какой скрытый смысл заложил баснописец в эту маленькую историю?
Мне кажется, что этой басней С.В.Михалков басней «Грибы» хотел сказать, что хвастаются и вызывающе ведут себя только плохие, порочные люди, которые не приносят пользы обществу. А умные люди, которые добиваются многого, приносят пользу окружающим, они всегда скромны и их не замечают.
Задание №3
Вопрос из теории литературы: расскажи о том, что такое рифма и о способах рифмовки. Приведи примеры различных способов рифмовки (по стихотворениям А.С. Пушкина; использовать для ответа нужно будет найденные тобой примеры, а не взятые из учебника).
Рифма — это созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.
Существует парная рифмовка, перекрестная рифмовка, опоясывающая (кольцевая) рифмовка.
1. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремление.
А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд...»
2.парная рифмовка, когда рифмуются между собой две соседние строчки.
Судьба Евгения хранила;
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
3.кольцевая(иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны весла. В тишине
А.С.Пушкин «Арион»
Задание №4
Какую роль сыграла няня в жизни А.С. Пушкина? Какие стихотворения он ей посвятил?
Няня в жизни поэта играла очень большую роль. Она занималась его воспитанием, прививала любовь к русской речи. В ссылке в Михайловском она была рядом с поэтом, рассказывала ему свои сказки. В последствии поэт эти сказки переложил на стихи. Пушкин посвятил своей няне одно из известных нам стихотворений «Няне», «Зимний вечер», «Я сам не рад болтливости своей».
Задание №5
Прочитай сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
В творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина особое место занимают поэтические сказки. Несмотря на вымышленные сюжеты, сказки Пушкина очень близки к русским народным сказкам. Такова и "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Какие основные темы этой сказки перекликаются с народными темами? Назовите черты народных сказок, которые мы находим в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Тема доброты, зависти, любви и верности. Также можно выделить и тему предательства.
Сказка О мертвой царевне перекликается со сказкой «Морозко», в которой так же злая мачеха сживала со свету падчерицу.
То, как Елисей искал свою царевну можно сопоставить с тем, как царевич в сказке «Царевна лягушка» ищет Васелису.
Задание№6
Образы сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" тесно переплетаются с образами русских народных сказок. Здесь присутствуют те же персонажи, что и в народных сказках и былинах: царь, царица, царевна, богатыри, колдунья. Сюжет этой сказки также близок к народным темам: борьба добра и зла и окончательное торжество справедливости.
Очень ярко и образно описывает автор своих героев, их внешность и характер. Вот как это проявляется на примере образа злой мачехи:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла!
Но зато - горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
Ее властная и грубая натура проявляется и в речи:
"Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!"
Образ мачехи - лживой, эгоистичной и лицемерной женщины тесно переплетается с образом злой колдуньи из русских народных сказок.
Такие же параллели можно провести и среди других героев этой сказки: королевич Елисей, спящая царевна и даже волшебное яблоко - имеют аналоги среди героев русского фольклора. Выпиши из текста сказки А.С. Пушкина внешнюю характеристику одного из перечисленных героев и речевую характеристику(как это сделано при описании образа мачехи).
С образом спящей царевны очень схож образ Белоснежки.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась -- и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Она была красивая, добрая, отзывчивая, вежливая. Ее доброта появляется и в речи:
"Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,--
Душевную красоту героини мы можем видет и в поведении царицы.
«И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.»
Задание№7
Какие сказки А.С. Пушкина ты ещё можешь назвать? Можно ли сказать, что поэт писал только для детей?
«Сказка о рыбаке и рыбке», «сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане». Мне кажется, что сказки А.С.Пушкин писал и для взрослых, потому что в них заложен очень глубокий смысл. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» автор высмеивает жадность. В «Сказке о царе Салтане» — подлость.