Здесь больше внимания будет уделено историческим картам, поскольку в географии такой вид деятельности является одним из основных и ему уделяют достаточно времени учителя и репетиторы. При изучении истории же время на работу с картами обычно отводится «по остаточному принципу», а вот различные проверки (включая ЕГА) про нее не забывают.

карта мира

Сразу придется смириться с тем, что изображения (в том числе и картосхемы) в экзаменационных заданиях часто бывают весьма неразборчивы. Этот недостаток понемногу устраняется, но до его полного искоренения далеко. Однако и в таком случае можно попробовать выполнить задание, дополнив неясность изображения собственным воображением и знаниями. 

Порядок действий

Работа при выполнении проверочного задания отличается от той, что проделывается с целью получения новой информации. Графическую информацию карты обязательно приходится дополнять уже имеющейся в собственной голове.

Для начала нужно определить тип изображения (это схема или собственно карта; она административная, политическая, военная…). Помочь в этом может содержание вопроса к изображению.

Затем нужно найти на карте все известные географические объекты (моря, реки, острова, города…). Если карта контурная, это не самая легкая задача, но помочь может опять же содержание вопроса, а также приметные ориентиры (вроде итальянского «сапога»).

Следующий шаг – установить, как отмечено именно то обстоятельство, по поводу которого задан вопрос (это указывающие направление стрелки, особые линии, заштрихованные участки…). Таким образом получится привязать вопрос к местности.

Привязка к местности и тип изображения должны неизбежно вызвать какие-то ассоциации. Они и помогут дать ответ или хотя бы исключить из возможных вариантов заведомо неправильные (военная схема – Днепр – направление удара – форсирование Днепра – забыл год, но точно не 1939).

Если не получается дать однозначный ответ, все-таки угадать его при минимальном выборе шансов гораздо больше, и это не запрещено. 

Типичные ошибки

Самая главная из них состоит в уверенности многих учащихся в том, что каждый школьный предмет существует сам по себе и с другими никак не связан. Вероятно, эту проблему следует отнести на счет недостаточной реализации многими учителями аспекта межпредметных связей. Но реальность такова: нечего и думать успешно выполнять картографические задания по истории, если полностью отсутствуют знания по географии. И наоборот: чисто географическая осведомленность может выручить в ситуации, когда исторических знаний не хватает.

Вторая ошибка – поспешность. Экзаменующиеся пытаются делать выводы по очень ограниченному количеству информации, игнорируют детали. К примеру: при виде Днепра и стрелок военной схемы сразу же делается вывод, что речь идет о форсировании Днепра и освобождении Киева. Но это с тем же успехом может быть и Корсунь-Шевченковская наступательная операция, которая происходила в другое время, имела другое назначение и результаты. А ведь ошибки можно легко избежать, обратив внимание на то, как соотносятся изображения направлений ударов и Киева! 

По подобной же схеме следует работать и с географическими картами. Разница состоит лишь в том, какие вопросы к ним могут быть заданы и какую информацию они могут содержать.

Рекомендуемые преподаватели

 

Ольга Владиславовна

Рейтинг / 5

Ольга Владиславовна

Приветствую Вас на своей страничке!

Меня зовут Ольга. Родилась я в Анапе (Россия), но в настоящее время я постоянно живу в Испании. Я занимаюсь репетиторством английского и итальянского языка по скайпу.

Подробнее...
 

Вячеслав Александрович - репетитор по русскому языку и литературе по скайпу, профессор

Рейтинг / 5

Здравствуйте,уважаемые ученики!Меня зовут Вячеслав Александрович - репетитор по русскому языку и литературе онлайн. Как известно, дорогу осилит идущий. А я буду у вас проводником. И мы вместе преодолеем все преграды,которые встретятся на пути к заветной цели. А цель одна — успешно сдать итоговые экзамены — ГИА и ЕГЭ. Не надо бояться предстоящего тестирования. Именно тестовая методика позволяет достаточно объективно
оценить знания,умения,навыки. И я вас всему этому научу. Но многое будет зависеть от вас.

Подробнее...
 

Roumen - преподаватель английского и испанского языков онлайн

Рейтинг / 5

преподаватель английского и испанского языков онлайн

Приветствую всех любителей и приверженцев испанского и английского языков!

Я Румен, и я преподаю несколько иностранных языков. Я родом из Болгарии и в настоящее время работаю в онлайн школе «Дистанционный учитель». Я обучаю иностранному через скайп, что существенно упрощает общение и позволяет сэкономить время для учителя и ученика.

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета