Скажем сразу: эти советы бесполезно применять, если в течение года предмет не учился, а до экзамена осталось два дня. Но специфика гуманитарных предметов в том, что здесь нельзя рассчитывать на то, что экзамен может быть сдан без подготовки. Никто не держит в голове постоянно огромное количество дат, названий, имен, цитат, без которых проверка знаний в этой области немыслима. Следовательно, такая информация должна быть помещена в память непосредственно перед проверкой.
Читать надо быстро
Как ни печально, но это факт: современные школьники и студенты непозволительно медленно читают. Это очень затрудняет изучение гуманитарного блока, ведь практика показывает, что для надежного запоминания весь материал должен быть вычитан полностью минимум три раза (при некоторых особенностях памяти и больше). Конечно, нельзя научиться быстро читать за несколько дней, этому надо уделить внимание еще в начальной школе. Родителям не мешает подумать о курсах скорочтения для своих детей, благо найти такие сейчас вполне возможно.
Если же курсов в зоне досягаемости нет, стоит попробовать предложить детям прием, похожий на методику обучения малышей. Читать следует, ведя пальцем по строчке, но делать это как можно быстрее. Когда у пальца уже не будет получаться «убегать» от глаз, следует начать отмечать так же строчки через одну, а потом и через две.
Заниматься такой практикой нужно, когда ребенку лет 10-12, тогда у него не будет проблем в старшей школе с усвоением больших объемов информации. Но можно увеличить скорость чтения и в более солидном возрасте. Это молодой человек должен делать собственной волей, осознав имеющуюся у него проблему.
Способы запоминания
Также не секрет, что люди по-разному запоминают информацию. Есть те, у кого превалирует зрительная память, или двигательная, или слуховая. Практика показывает, что наиболее распространен первый тип, но и остальные не выдуманы. Проверить это просто: нужно ответить на вопрос, как именно происходит у человека процесс вспоминания (к примеру, заставить его прочитать стишок и затем спросить, как он его вспомнил). «Зрящие» в воображении видят страницу, на которой написан нужный текст; «слышащим» его как бы подсказывает кто-то со стороны, «двигатели» обязательно пытаются изобразить жестами предметы или события.
Первым для усвоения информации достаточно просто читать; вторым нужно читать обязательно вслух или хотя бы проговаривать вслух важнейшие моменты; третьим процесс чтения необходимо сопровождать ведением записей, составлением схем, и другими подобными действиями.
Этапы подготовки
А теперь собственно о подготовке. Время на нее нужно выделять с учетов возможных его расходов на все перечисленные ниже действия.
- Прочитать весь материал потребуется минимум трижды, при этом последний заход будет уже поверхностно-ускоренным.
- Первое прочтение должно сопровождаться кратким конспектированием тех моментов, что даются экзаменующемуся хуже всего. Это могут быть имена, даты, термины, названия… Молодой человек того возраста, в котором уже приходится сдавать экзамен, не может не знать о таких своих сложностях. Если превалирует двигательная память, такие конспекты должны быть максимально широкими.
- При втором прочтении нужно пытаться часть информации воспроизводить самостоятельно (дополняя фразы или абзацы). Это будет получаться «через раз».
- Потребуется запас времени на «усвоение неусвояемого», то есть той части материала, что «не дается». Для этого и нужны конспективные записи – их придется банально зазубрить наизусть, а потом еще проверить себя вразнобой (лучше, если в этом кто-то поможет).
- Третье чтение должно быть уже ускоренным – первые же строки параграфа будут вызывать в памяти почти полный объем материала. Если это не так – нужно сделать еще заход.
Еще одна полезная деталь. Гуманитарные науки тем и хороши, что они «человеческие», и поэтому в их изучении всегда может помочь обычный здравый смысл. Люди прошлых исторических эпох не так уж сильно отличаются от нас, и историю они вершили примерно по тем же причинам, по каким и мы сейчас это делаем. И можно попробовать самостоятельно догадаться, что хотел сказать автор своим произведением, если почему-либо забыл мнение на сей счет знаменитого критика. Хуже не будет.
И последнее. Почти все студенты-гуманитарии, оказавшись под дверью экзаменационной аудитории, внезапно осознают, что ничего не знают и не помнят. Ничего страшного, потому что они же потом получают неплохие оценки. Это просто нервная реакция. После первого же взгляда на доставшиеся вопросы нужная информация появляется в голове сама собой, если до того были выполнены основные пункты приведенной выше инструкции.