Скажем сразу: эти советы бесполезно применять, если в течение года предмет не учился, а до экзамена осталось два дня. Но специфика гуманитарных предметов в том, что здесь нельзя рассчитывать на то, что экзамен может быть сдан без подготовки. Никто не держит в голове постоянно огромное количество дат, названий, имен, цитат, без которых проверка знаний в этой области немыслима. Следовательно, такая информация должна быть помещена в память непосредственно перед проверкой. 

на экзамене

Читать надо быстро

Как ни печально, но это факт: современные школьники и студенты непозволительно медленно читают. Это очень затрудняет изучение гуманитарного блока, ведь практика показывает, что для надежного запоминания весь материал должен быть вычитан полностью минимум три раза (при некоторых особенностях памяти и больше). Конечно, нельзя научиться быстро читать за несколько дней, этому надо уделить внимание еще в начальной школе. Родителям не мешает подумать о курсах скорочтения для своих детей, благо найти такие сейчас вполне возможно.

Если же курсов в зоне досягаемости нет, стоит попробовать предложить детям прием, похожий на методику обучения малышей. Читать следует, ведя пальцем по строчке, но делать это как можно быстрее. Когда у пальца уже не будет получаться «убегать» от глаз, следует начать отмечать так же строчки через одну, а потом и через две.

Заниматься такой практикой нужно, когда ребенку лет 10-12, тогда у него не будет проблем в старшей школе с усвоением больших объемов информации. Но можно увеличить скорость чтения и в более солидном возрасте. Это молодой человек должен делать собственной волей, осознав имеющуюся у него проблему.

Способы запоминания

Также не секрет, что люди по-разному запоминают информацию. Есть те, у кого превалирует зрительная память, или двигательная, или слуховая. Практика показывает, что наиболее распространен первый тип, но и остальные не выдуманы. Проверить это просто: нужно ответить на вопрос, как именно происходит у человека процесс вспоминания (к примеру, заставить его прочитать стишок и затем спросить, как он его вспомнил). «Зрящие» в воображении видят страницу, на которой написан нужный текст; «слышащим» его как бы подсказывает кто-то со стороны, «двигатели» обязательно пытаются изобразить жестами предметы или события.

Первым для усвоения информации достаточно просто читать; вторым нужно читать обязательно вслух или хотя бы проговаривать вслух важнейшие моменты; третьим процесс чтения необходимо сопровождать ведением записей, составлением схем, и другими подобными действиями.

Этапы подготовки

А теперь собственно о подготовке. Время на нее нужно выделять с учетов возможных его расходов на все перечисленные ниже действия.

  1. Прочитать весь материал потребуется минимум трижды, при этом последний заход будет уже поверхностно-ускоренным.
  2. Первое прочтение должно сопровождаться кратким конспектированием тех моментов, что даются экзаменующемуся хуже всего. Это могут быть имена, даты, термины, названия… Молодой человек того возраста, в котором уже приходится сдавать экзамен, не может не знать о таких своих сложностях. Если превалирует двигательная память, такие конспекты должны быть максимально широкими.
  3. При втором прочтении нужно пытаться часть информации воспроизводить самостоятельно (дополняя фразы или абзацы). Это будет получаться «через раз».
  4. Потребуется запас времени на «усвоение неусвояемого», то есть той части материала, что «не дается». Для этого и нужны конспективные записи – их придется банально зазубрить наизусть, а потом еще проверить себя вразнобой (лучше, если в этом кто-то поможет).
  5. Третье чтение должно быть уже ускоренным – первые же строки параграфа будут вызывать в памяти почти полный объем материала. Если это не так – нужно сделать еще заход.

Еще одна полезная деталь. Гуманитарные науки тем и хороши, что они «человеческие», и поэтому в их изучении всегда может помочь обычный здравый смысл. Люди прошлых исторических эпох не так уж сильно отличаются от нас, и историю они вершили примерно по тем же причинам, по каким и мы сейчас это делаем. И можно попробовать самостоятельно догадаться, что хотел сказать автор своим произведением, если почему-либо забыл мнение на сей счет знаменитого критика. Хуже не будет. 

И последнее. Почти все студенты-гуманитарии, оказавшись под дверью экзаменационной аудитории, внезапно осознают, что ничего не знают и не помнят. Ничего страшного, потому что они же потом получают неплохие оценки. Это просто нервная реакция. После первого же взгляда на доставшиеся вопросы нужная информация появляется в голове сама собой, если до того были выполнены основные пункты приведенной выше инструкции.

Рекомендуемые преподаватели

 

Антонина Павловна - онлайн репетитор шведского

Рейтинг / 5

шведский по скайпуПроводимые курсы: разговорный

Возрастные группы: от 15 лет

Опыт преподавания: 17 лет

Вуз: МГУ

Подробнее...
 

Людмила Валентиновна - подготовка к ЕГЭ и ГИА по скайпу

Рейтинг / 5

Добрый день! Меня зовут Людмила Валентиновна, я преподаю русский язык школьникам 1–11 классов и русский язык как иностранный детям и взрослым

Людмила Валентиновна

Подробнее...
 

Вероника Александровна - скайп репетитор

Рейтинг / 5

Опыт преподавания: 7 лет

Проводимые курсы: базовый уровень, грамматика, дополнительные курсы

Возрастные группы учеников: от 17 лет

Образование: 2002-2007 специалитет Санкт-Петербургский Государственный Университет

г.Москва

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета