В любом книжном магазине легко найти самые различные игры и пособия по обучению ребенка базовым основам математики. Цифры детьми запоминаются довольно быстро. Несложно для ребенка и посчитать по порядку до 10, а то и больше. Но ответить конкретно «а сколько пальчиков у тебя?» или «сколько стульев на кухне?» зачастую ребенок затрудняется. Как же научить его считать осмысленно?
Разберемся в количестве предметов
Приступать к занятиям можно с 4-5 лет. Приступая к обучению основам счета, нет необходимости приобретать особую игру или методичку. Довольно просто справиться и в домашних условиях. Нужно взять цветную плотную бумагу и вырезать из нее всего 10 кружочков такого размера, чтобы ребенку было удобно брать его в руки.
Один предмет, много предметов, несколько предметов
Берется пара «ролевых» игрушек: например, зайчонок и ежик или два разноцветных ведерка. Ежику дается один кружочек, зайчику – оставшиеся (или кружочки раскладываются в разные ведерки). Спрашивают, у кого один кружочек, а где их много. Просят раздать кружочки каждой игрушке - по одному или по несколько.
Посчитать по порядку
Нужно спрятать цветные кружочки в мешочек или коробочку. Вместе с ребенком доставать по очереди кружочки и выкладывать их в линию на ровной и одноцветной поверхности, так кружки будут хорошо выделяться. При этом нужно считать вслух «один, два, три» - до 10. Если ребенок сам посчитать не может, взрослый должен четко проговаривать и просить ребенка повторять за собой. Когда все кружочки окажутся в одном ряду и будут посчитаны, можно убирать их, но уже ведя счет в обратном порядке. Когда ничего не останется, нужно подчеркнуть, что ничего нет – так ребенок освоит число «ноль». Также он начнет понимать смысл счета в двух направлениях.
Чего-то больше, чего-то меньше, а чего-то поровну
Кружочки выкладываются на стол двумя рядами: в одном, например, будет 3, в другом – 4. Кружочки должны лежать аккуратно – один над другим. Так ребенку будет легче сравнивать их количество и уравнивать ряды. Пусть он сам попробует удалить лишний кружочек или добавить недостающий. Обязательно нужно проговаривать вслух свои действия. «Вот здесь всего три кружочка. Это меньше, чем в другом ряду! Нужно взять еще один и положить рядом, тогда получится поровну. Будет 4 и 4 - одинаково!
Угадать, сколько
Положить перед ребенком произвольное количество кружков или предметов и попросить его назвать их количество, не пересчитывая. После чего посчитать вслух и сравнить результат. Похвалить – в любом случае!
Отсчитать, сколько нужно
Попросить ребенка положить на стол или на пол определенное количество подобных предметов или кружков – «три» или «пять», к примеру. Можно усложнить задание и попросить его достать кружков «больше, чем один» или «на три меньше, чем пять». Сложность задания и его успех будут зависеть от качества усвоения предыдущих понятий.
Также можно начать подготовку к начальным классам по скайпу или позаниматься онлайн.