Часто можно и в разговоре, и в письменном общении встретить выражение “классическое образование” по отношению, как правило, к кому-то из знаменитых, уважаемых или просто умных и знающих людей. Что же на самом деле означает это определение на самом деле? Что за ним стоит?
На самом деле еще во второй половине 19 в., вместе с накоплением большого массива практической информации, которая нужна для подготовки профессиональных инженеров, рабочих, швей и представителей других профессий, произошло разделение системы образования. Одна часть стала обслуживать потребности производства и сферы практического обслуживания. Она готовила всех представителей конкретных профессий: от рабочих литейных заводов до бухгалтеров, экономистов, переводчиков и управленцев. Большая часть предметов в этой части образования была ориентирована на получение практических навыков и нужных теоретических знаний в тех науках, которые имеют отношение к изучаемой профессии.
Вторая часть системы стала называться “классической” и продолжала проводить подготовку так, это делалось до того, начиная примерно с раннего средневековья, и преимущественно по программе гуманитарных дисциплин. Образование здесь получали, как правило, высшие слои общества, аристократия, представители самого крупного капитала и военные.
Подобная система с теми или иными деталями установилась во всех странах Западной Европы и в царской России, а также в США. Образование в СССР было смешанным, интегрируя ту и другую систему, но тоже выделило систему профтехучилищ и специального технического обучения для подготовки трудовых кадров.
В рамках “классического образования” обучающихся стимулировали изучать любой интересный им предмет исключительно по первоисточникам. Так, астрономия изучалась не по учебникам профессоров астрономии, а по трудам Галилея, Коперника, Аристотеля, Кантора и др. История Древнего мира – не по специально подготовленному учебнику университетских специалистов, а по “Сравнительным жизнеописаниях” Плутарха, “Анабасису” Ксенофонта; религия – по оригиналам Святоотеческих писаний и Евангелия на древнегреческом языке. Таким образом, ученик приучался сразу понимать корни всех идеологий, тем, проблематик и вопросов, которые обсуждаются и живут в обществе и в культуре в целом. Он умел сразу видеть, откуда происходят те или иные идеи, знал историю их развития и происхождение, мог оценивать трезво любые начинания в любой сфере человеческой деятельности. Привычка работать только с оригиналами требовала самостоятельности мышления и его гибкости, умения самостоятельно анализировать и делать независимые выводы, строить свою собственную картину мира, а не заимствовать построенную для тебя преподавателями. Соответственно, основной формой обучения в классическом образовании является не ответ учителю, а “диспут”, который вырабатывает навыки общения, влияния, риторики, правильной речи и “чтения” собеседника, умения подстраиваться под него. Несложно заметить, что весь указанный комплект навыков нужен, в первую очередь, людям, управляющим обществом и определяющим пути его развития. Отчего “классическое образование” до сих пор является уделом “сливок общества”, и используется для подготовки правящей элиты.