Никто не знает как это
Опытным путем кое-как что-то выяснили про взрослых — и то, не о том, как у них формируются языковые навыки, а составили представление о том, в каких примерно «ячейках памяти» хранится языковая информация, и в какой последовательности они активируются. Но дай ученому мозг и скажи: «Ткни пальцем, где хранится правило про жи-ши» — он ничего не покажет.
С детьми еще хуже: если он тебе что-то отвечает, значит уже научился говорить, то есть поезд ушел, потому что как он это сделал все равно непонятно. А не отвечает — так и так ничего не узнаешь.
У них есть только теории
Конечно, ученые имеют теории. Например Хомский, из Америки, предполагал, что у детей есть какая-то магическая способность, какой-то «ген», который запускает заложенную природой способность к овладению языком, а потом этот ген то ли рассасывается, то ли засыпает, но способность пропадает. Подтверждение этому — «дети-маугли», воспитанные животными человеческие детеныши. Если их возвращают в мир людей после определенного возраста, типа 5-7 лет, они не могут овладеть человеческой речью, и это уже навсегда. При этом, если такой ребенок-маугли находился среди животных не с рождения, а попал туда после того, как прожил с людьми и слышал человеческую речь, или даже немного овладел ею, то после возвращения к людям, он может худо-бедно что-то усвоить.
Ген это или не ген, непонятно, но видимо, что в младенчестве, в «немом» периоде, дети воспринимают весь поток речи как непрерывный поток сигналов. Они способны отличать «шум» — звуки природы или бытовые шумы от «сигнала» — человеческой речи. Все их внимание, все бешеные силы мозга направлены на то, чтобы фильтровать этот сигнал и обрабатывать его.
Когда ты говоришь с младенцем, он пристально смотрит на твое лицо — глаза, брови, губы, общая мимика, интонация. Это все сигналы, это информация, любое изменение что-то значит, его надо обработать и сохранить.
Каким-то образом, ученые не знают каким, эти сигналы обрабатываются, и потом, начиная с периода «лепетной речи», «агуканья» и через все прочие этапы ребенок пытается использовать эти сигналы, которые он накопил за несколько месяцев, а то и за год напряженной фильтрации «сигнала» из шума.
К пяти-семи годам происходит специализация: «сигналом» становятся только звуки родной речи, все остальное, в том числе речь на иностранном языке, переходит в категорию «шум». Чем взрослее человек, тем сильнее специализация и тем уже «полоса пропускания фильтра». Полоса пропускания речевого фильтра зависит о многих факторов — темперамент, уровень образования, специализация образования, хобби и прочие вещи все вместе участвуют в формировании взрослой способности к языку.
Без фильтра — не жизнь!
Сужение полосы пропускания и специализация на одном виде сигналов и выбор предпочтительного способа обработки сигналов — логический, линейный, дифференциальный, интегральный, ассимилятивный, и так далее, жизненно необходимы взрослому человеку. Так мозг защищается от перегрева и перенасыщения информацией. Взрослые, которые все воспринимают как «сигнал» и не могут выбрать способ обработки этого сигнала, считаются современной медициной нездоровыми.
Что интересно, одна из теорий возникновения эпилепсии видит причину болезни в том, что «фильтр сигнал-шум» отключается, и все раздражители, которые поступают в мозг — все-все-все звуки, вкусовые пупырышки, миллионы рецепторов в глазу, миллионы нервных окончаний на коже, вдруг все
Мои взрослые друзья, вы не можете выучить язык «как это делают дети», потому что вы уже не дети, ваш мозг работает по другому. Это позволяет вам ходить на работу, а не по палате, зарабатывать деньги, а не похвалу от санитара, есть пиццу, а не седативные таблетки из стаканчика, и вообще жить. Оставьте детское детям, живите взрослой жизнью.
В следующей статье поговорим о том, почему до сих пор миф об изучении языка «как это делают дети» продается и приносит его эксплуататорам деньги. Заодно поймем, почему на этом мифе много не заработать, а вот жизнь людям испортить можно.