Проверочные и контрольные работы становятся для школьников любого класса настоящим испытанием, в ночь перед которым сложно уснуть. Практически каждому ученику знакомо чувство волнения и страха перед сдачей решенного задания или написанного сочинения, диктанта. Не меньше эмоций доставляет и получение результатов, оглашаемых через несколько дней учителем.
Особенно сильно переживают перед проверками младшие школьники, ведь они не просто боятся получить плохую отметку, но и выговор от родителей за неуспехи. Аналогичная ситуация и с диктантами по русскому языку, проводящимися с целью проверки усвоения новых слов и орфограмм. Чтобы хорошо подготовить ребенка за короткий срок, воспользуйтесь одной простой, но эффективной методикой. Она включает в себя 5 этапов.
Разминка для мозга
Начинать подготовку следует с небольшой гимнастики, которая помогает активизировать мыслительную деятельность и включиться в рабочий режим. Ученику выдается алфавит, школьник должен проговорить все буквы первого ряда, одновременно с этим выставляя вперед то правую, то левую руку. Также можно поднимать сразу две руки.
Суть заключается в том, что ребенок должен выполнять те движения, которые указаны под буквами, а не те, что захочется ему. Манипуляции обозначаются условно: л – левая, п – правая рука, в – вместе. На первый взгляд может показаться, что ничего сложного в задании нет, а на практике выполнить его не так просто с первого раза.
Уточните лексическое значение слова
На следующем этапе ребенку предлагается воспользоваться словарем и узнать толкование и происхождение незнакомого слова. В отдельных случаях это помогает правильно написать фразу непосредственно на диктанте. В качестве примера можно привести слово «пловец». Оно образовано от «плов», что школьник может запомнить и написать орфограмму правильно.
Проговорить слово так, как мы его пишем
Далее ребенку дается задание посмотреть на слово и проговорить его в соответствии с написанием. Будет лучше, если интонация будет певучей, особенно в местах, где стоят орфограммы.
Подбор ассоциаций
После завершения проговаривания и ознакомления со значением слова необходимо представить его в качестве какого-либо образа, предмета или явления. Также эффективны в этом плане оказываются ассоциативные рисунки. Например, в слове солома везде пишется «о», поэтому ее можно представить себе в виде снопа, перевязанного округлой веревкой, наподобие этой буквы. Интересным оказывается и придумывание подсказок в виде выражений и словосочетаний: акция на абажур (оба слова на «а»).
Рисование в воздухе
Заключительный этап описываемой методики – рисование фраз и слов в воздухе. При выполнении задания от ребенка требуется закрыть глаза, а далее представить как будто он изображает что-либо. Если же необходимо запомнить слова с ударной или безударной гласной, то можно попросить школьника мысленно поставить ударения красным или зеленым цветом. В итоге ученик концентрирует внимание именно на той орфограмме, которая является наиболее сложной для написания.
Какие результаты дает такая методика?
Регулярное запоминание слов младшими школьниками по описанной схеме позволяет в короткий срок (буквально за один вечер) полностью выучить 9 новых слов, а после написать их без единой ошибки. Если же выясняется, что ребенок заполнил меньшее количество слов, то необходимо дополнить деятельность простыми физическими упражнениями (помахать руками, покивать головой и подобное). Они помогут расслабиться и сконцентрировать внимание на одном объекте.