Собрав ребёнка в школу, мама первоклассника уверена, что он неплохо подготовлен и будет продолжать усваивать знания, как с удивлением узнаёт, что её ребёнок мешает учителю проводить уроки, всё время вертится и отвлекает других детей. Да, он активный, может быть шумным, а иногда и не послушным, но ему многое интересно, и он рад узнать что-то новое. Видя смущение и удивление родителей, учитель может посоветовать обратиться к психологу, по поводу детской гиперактивности.
Что же такое детская гиперактивность? В 80-х годах прошлого века врачи признали чрезмерную двигательную детскую активность как самостоятельное заболевание, дав ему определение "синдромом дефицита внимания с гиперактивностью". Это относится к активным детям с признаками плохой концентрацией внимания, которая мешает обучению и ухудшает память. Такой ребёнок не может быть сосредоточенным долгое время, он невнимательный, импульсивный и неусидчивый. Есть ли у ребёнка это заболевание, может определить только детский психолог по скайпу.
Первые симптомы появляются примерно с двух лет, когда малыш проявляет беспричинное беспокойство, эмоциональную нестабильность и игнорирует замечания. Проблемы со сном и позднее речевое развитие, при наличии основных симптомов, так же, указывает на возможное расстройство. В этом возрасте никто не обращается к психиатру, считая своего ребёнка, всего лишь, активным и капризным.
Серьёзные проблемы возникают тогда, когда ребёнка приводят в первый класс, и уже в школе, родителям рекомендуют посетить психиатра со своим ребёнком. К такому решению педагоги подходят, основываясь на наблюдениях за маленьким учеником, который не слушается и не даёт проводить уроки. Сам ребёнок тоже чувствует себя в школе не комфортно от постоянных замечаний и теряет интерес к занятиям. Чтение и правописание ему даётся труднее, чем другим детям, и он может плохо ладить с детьми, не найдя с ними общего языка.
Как помочь адаптироваться в школе? Без помощи учителя, все труды будут напрасными, если на него кричать или наказывать - результата не будет. Лучше использовать метод поощрений, хваля его за то, что он сидел тихо и слушал учителя, даже если это длилось 15 минут. Для такого ребёнка это подвиг, и если его похвалить, то это укрепит его уверенность в себе и стимулирует на получение похвалы. Учитель должен проявить индивидуальный и доверительный подход к трудному ученику, давать ему индивидуальные задания только на определённый отрезок времени, делая перерывы, не забывая про отвлекающие факторы. Лучшее место для него - это парта у доски, посередине класса. Тут он будет меньше отвлекать других учеников, и у учителя будет с ним хороший зрительный контакт.
С ребёнком, которому поставлен диагноз гиперактивность, следует при общении придерживаться позитивного настроя, отмечая даже маленькую победу и, строя отношения, исключительно на доверии. Он должен знать, что родители всегда будут любить его и помогут справиться с трудностями.