Основное различие заключается в том, что коуч и преподаватель считают главным.
Традиционный учитель, репетитор, считает, что главное — язык и его правила. Традиционный учитель предлагает методику, которая с его точки зрения лучше передает правила.
Коуч считает, что главное — сонастроиться с мыслительными процессами клиента, понять, какой интеллектуальный запрос формируется в сознании ученика в каждый момент, и дать инструмент, который позволит ответить на этот запрос и удовлетворить именно ту интеллектуальную потребность, которая возникает прямо сейчас.
Образно это можно представить, как будто коуч со всем багажом знаний и опыта идет рядом с учеником, следит за всеми его действиями, понимает, какую задачу ученик решает прямо сейчас,
Так как знакомство с этим инструментом всегда актуально и практически понятно, ученик сразу осваивает его целиком. Мало того, что он просто узнает что-то новое, так он сразу научается этим пользоваться. Знание, полученное таким образом, остается с человеком навсегда.
Обычного преподавателя, работающего «от правил», можно сравнить с человеком, который сразу нагружает своего ученика мешком с инструментами про запас, на всякий случай, рассказывает, как ими пользоваться, и отпускает. Естественно, что когда возникает необходимость взять какой-то инструмент, про него уже десять раз забудут.
Когнитивный стиль это набор характеристик, которые описывают о определяют то, как вы обрабатываете новую информацию, какие операции и в какой последовательности вы совершаете, чтобы усвоить новый учебный материал. Эти характеристики заложены в нас от рождения, немного зависят от воспитания и примера родителей, и совсем чуть-чуть от нашего опыта в системе образования.
Ваши личные успехи в изучении языка зависят от того, как ваш индивидуальный когнитивный стиль сочетается с учебными стратегиями, которые предлагает преподаватель или логика учебника,
который вы используете. Если когнитивный стиль и стратегия преподавания не совпадают, или в стратегии хаотично применяются элементы, подходящие разным стилям, толку от занятий не будет.
Кто-то обрабатывает информацию последовательно, кто-то хаотично; для кого-то важно «знать правило», а кто-то должен сначала все попробовать на практике. В общих чертах разницу в стилях и предпочтительных способах познания и обработки информации можно описать как «синоптический тип мышления» и «эктенический тип мышления».
«Синоптик» и «эктеник» характеризуются сочетанием нескольких особенностей. Подробнее об этих различиях можно прочитать здесь, а пройти тест на определение когнитивного стиля — здесь.
Опытный коуч-преподаватель знает об этих особенностях и учитывает их в общении с учеником. Я поступаю именно так.