Недавно представители «Пушкинского общества» высказали (в который раз!) правильную идею о необходимости синхронизации по времени изучения в школе некоторых произведений классической литературы и определенных исторических эпох и событий. Логичнее некуда: изучать «Капитанскую дочку» одновременно с пугачевщиной или «Войну и мир» - с наполеоновскими войнами. А еще существует немало ценных произведений о Великой Отечественной войне, да и мировая литература полна шедеврами, отображающими определенные эпохи и события…
Уже давно учителя успешно представляют на разные конкурсы разработки так называемых бинарных уроков, объединяющих 2 и более учебных предметов. Вот только на практике проводить такие занятия нелегко из-за того, что соответствующие темы сильно разнесены по времени (нередко – на годы).
Отстрел многих зайцев
Между тем, прием представляется действительно выгодным, поскольку дает возможность «убить много зайцев сразу». Совместное изучение может увеличить интерес к нескольким предметам (ведь действительно любопытно, много ли переврал Толстой, описывая Бородинское сражение, и хорошо ли соблюдались права авторов Декларации прав человека и гражданина!). Ученики смогут осознать единство человеческих знаний как таковых (вот уже шаг к философии), когда увидят, насколько разные научные отрасли переплетены между собой.
Наконец, есть шанс повысить престиж учителя, поскольку часто дети бывают совершенно уверены в том, что их преподаватели ничего, кроме своего предмета, не знают. Если же выяснится, что литератор способен внятно изложить ход Полтавской битвы, географ – назвать причины Первой мировой войны (среди них есть совсем географические!) а историк – объяснить появление некоторых названий в таблице Менделеева, подобная уверенность неизбежно поколеблется. Современные дети бывают слишком уверены в том, что они много знают (на том лишь основании, что они умеют устанавливать на компьютер игрушки и выходить в Интернет), и их обязательно нужно в этом разубеждать, чтобы они не остались неучами на деле.
Несколько предложений
Но, пока программы будут меняться для удобства синхронизации учебы, можно и нужно кое-что делать сейчас. Проще всего репетиторам, которые не ограничены часами программы и жесткими рамками уроков. Почему бы им не заставить учащегося изучить историю Великих географических открытий по учебнику географии или оценить достоверность фактов, изложенных в «Полтаве» Пушкина? Почему ученик не должен суметь сравнить структуру российской экономики начала ХХ века и современного этапа при помощи нескольких учебников и самостоятельно сделать выводы о причинах произошедших изменений? Наконец, даже историю первобытного общества гораздо легче изучать тем, кто знаком с основами теории эволюции!
Такие приемы не требуют сложной подготовки или дорогого оборудования, применять их легко, а результаты могут быть и хорошими, и многосторонними. Именно так можно сделать молодого человека действительно культурным и всесторонне развитым.