Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Слова эти, составляющие основу в том числе и исторической терминологии, известны всем, но далеко не все четко понимают разницу между ними. Из-за отсутствия такого понимания ученики и студенты нередко допускают в своих работах неточности и даже грубые ошибки.

Событие и явление в космосе

Учителя в школах нередко «зарабатываются» настолько, что забывают о необходимости разъяснить детям разницу между этими двумя понятиями. Но репетитор имеет все возможности сделать это (и неважно, работает ли он с учеником непосредственно или через Скайп), и не должен забывать об этой необходимости.

Факты в пространстве и времени

И события, и явления представляют собой исторические факты, то есть нечто, что реально было. Разница между ними – в возможности локализации во времени и пространстве.

Для события всегда можно указать территорию, где оно имело место быть (площадь может быть различной, но границы всегда четки) и точные временные рамки (это могут быть минуты, дни или годы, но всегда однозначные). Например: «Начало Великой Отечественной войны – 3-23, 22.06.1941 (и можно точно указать, в каких местах началось немецкое наступление)»; «Вторая мировая война: 01.09.1939 – 02.09,1945 (и можно перечислить ее участников и на территории каких государств велись бои)».

С явлением так поступить не получится. Для него можно дать лишь очень приблизительную хронологию и географию: «Промышленная революция охватила период с конца XVIII по начало ХХ века (и при том были страны, где она завершилась в середине XIX века, а были и такие, в которых она и в ХХ-м не началась)»; «Глобализация начала проявлять себя уже в начале ХХ века (и когда она закончила делать это?)»

При этом и событие, и явление могут представлять собой цепь более мелких событий. Но в первом случае все-таки получится точно назвать первое и последнее звено этой цепочки, а во втором – нет.

Типичные ошибки

Исходя из вышеизложенного, нетрудно понять, что наиболее типичная ошибка – неправильная локализация события или явления во времени и пространстве. Например:

  1. Рабовладение появилось в Египте в 3000 году до н.э. (где это так точно указано? А в другие времена и в других местах его не было?)
  2. Колонизация Англией Америки состоялась в 1613 году (тогда была основана первая колония, но процесс шел даже в начале ХХ века, когда под власть британского доминиона Канады попадали отдаленные территории, населенные индейцами)
  3. Первая французская конституция была принята в XVIII веке. (долго же ее принимали – целый век!)

Немало проблем возникает также из-за того, что в некоторых случаях одно и то же слово (в зависимости от контекста) может обозначать и событие, и явление. Чаще всего учащихся вводит в заблуждение слово «революция». Действительно: «Английская революция», «Великая французская революция» (события), но «неолитическая революция» или хоть даже «сексуальная революция» - явления. В результате получаем что-нибудь вроде «Февральская революция произошла в ХХ веке» или «Научно-техническая революция началась в 1956 году» 

Что делать, чтобы этого избежать? Ничего особенного. Ученикам – обращать внимание на точность указания для факта пространственно-временных границ, учителям и репетиторам – привлекать к этому их внимание и объяснять различия между фактами, родителям – поощрять упорную работу детей и ответственно относиться к выбору преподавателя. 

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета