Здесь больше внимания будет уделено историческим картам, поскольку в географии такой вид деятельности является одним из основных и ему уделяют достаточно времени учителя и репетиторы. При изучении истории же время на работу с картами обычно отводится «по остаточному принципу», а вот различные проверки (включая ЕГА) про нее не забывают.
Сразу придется смириться с тем, что изображения (в том числе и картосхемы) в экзаменационных заданиях часто бывают весьма неразборчивы. Этот недостаток понемногу устраняется, но до его полного искоренения далеко. Однако и в таком случае можно попробовать выполнить задание, дополнив неясность изображения собственным воображением и знаниями.
Порядок действий
Работа при выполнении проверочного задания отличается от той, что проделывается с целью получения новой информации. Графическую информацию карты обязательно приходится дополнять уже имеющейся в собственной голове.
Для начала нужно определить тип изображения (это схема или собственно карта; она административная, политическая, военная…). Помочь в этом может содержание вопроса к изображению.
Затем нужно найти на карте все известные географические объекты (моря, реки, острова, города…). Если карта контурная, это не самая легкая задача, но помочь может опять же содержание вопроса, а также приметные ориентиры (вроде итальянского «сапога»).
Следующий шаг – установить, как отмечено именно то обстоятельство, по поводу которого задан вопрос (это указывающие направление стрелки, особые линии, заштрихованные участки…). Таким образом получится привязать вопрос к местности.
Привязка к местности и тип изображения должны неизбежно вызвать какие-то ассоциации. Они и помогут дать ответ или хотя бы исключить из возможных вариантов заведомо неправильные (военная схема – Днепр – направление удара – форсирование Днепра – забыл год, но точно не 1939).
Если не получается дать однозначный ответ, все-таки угадать его при минимальном выборе шансов гораздо больше, и это не запрещено.
Типичные ошибки
Самая главная из них состоит в уверенности многих учащихся в том, что каждый школьный предмет существует сам по себе и с другими никак не связан. Вероятно, эту проблему следует отнести на счет недостаточной реализации многими учителями аспекта межпредметных связей. Но реальность такова: нечего и думать успешно выполнять картографические задания по истории, если полностью отсутствуют знания по географии. И наоборот: чисто географическая осведомленность может выручить в ситуации, когда исторических знаний не хватает.
Вторая ошибка – поспешность. Экзаменующиеся пытаются делать выводы по очень ограниченному количеству информации, игнорируют детали. К примеру: при виде Днепра и стрелок военной схемы сразу же делается вывод, что речь идет о форсировании Днепра и освобождении Киева. Но это с тем же успехом может быть и Корсунь-Шевченковская наступательная операция, которая происходила в другое время, имела другое назначение и результаты. А ведь ошибки можно легко избежать, обратив внимание на то, как соотносятся изображения направлений ударов и Киева!
По подобной же схеме следует работать и с географическими картами. Разница состоит лишь в том, какие вопросы к ним могут быть заданы и какую информацию они могут содержать.