Здесь больше внимания будет уделено историческим картам, поскольку в географии такой вид деятельности является одним из основных и ему уделяют достаточно времени учителя и репетиторы. При изучении истории же время на работу с картами обычно отводится «по остаточному принципу», а вот различные проверки (включая ЕГА) про нее не забывают.

карта мира

Сразу придется смириться с тем, что изображения (в том числе и картосхемы) в экзаменационных заданиях часто бывают весьма неразборчивы. Этот недостаток понемногу устраняется, но до его полного искоренения далеко. Однако и в таком случае можно попробовать выполнить задание, дополнив неясность изображения собственным воображением и знаниями. 

Порядок действий

Работа при выполнении проверочного задания отличается от той, что проделывается с целью получения новой информации. Графическую информацию карты обязательно приходится дополнять уже имеющейся в собственной голове.

Для начала нужно определить тип изображения (это схема или собственно карта; она административная, политическая, военная…). Помочь в этом может содержание вопроса к изображению.

Затем нужно найти на карте все известные географические объекты (моря, реки, острова, города…). Если карта контурная, это не самая легкая задача, но помочь может опять же содержание вопроса, а также приметные ориентиры (вроде итальянского «сапога»).

Следующий шаг – установить, как отмечено именно то обстоятельство, по поводу которого задан вопрос (это указывающие направление стрелки, особые линии, заштрихованные участки…). Таким образом получится привязать вопрос к местности.

Привязка к местности и тип изображения должны неизбежно вызвать какие-то ассоциации. Они и помогут дать ответ или хотя бы исключить из возможных вариантов заведомо неправильные (военная схема – Днепр – направление удара – форсирование Днепра – забыл год, но точно не 1939).

Если не получается дать однозначный ответ, все-таки угадать его при минимальном выборе шансов гораздо больше, и это не запрещено. 

Типичные ошибки

Самая главная из них состоит в уверенности многих учащихся в том, что каждый школьный предмет существует сам по себе и с другими никак не связан. Вероятно, эту проблему следует отнести на счет недостаточной реализации многими учителями аспекта межпредметных связей. Но реальность такова: нечего и думать успешно выполнять картографические задания по истории, если полностью отсутствуют знания по географии. И наоборот: чисто географическая осведомленность может выручить в ситуации, когда исторических знаний не хватает.

Вторая ошибка – поспешность. Экзаменующиеся пытаются делать выводы по очень ограниченному количеству информации, игнорируют детали. К примеру: при виде Днепра и стрелок военной схемы сразу же делается вывод, что речь идет о форсировании Днепра и освобождении Киева. Но это с тем же успехом может быть и Корсунь-Шевченковская наступательная операция, которая происходила в другое время, имела другое назначение и результаты. А ведь ошибки можно легко избежать, обратив внимание на то, как соотносятся изображения направлений ударов и Киева! 

По подобной же схеме следует работать и с географическими картами. Разница состоит лишь в том, какие вопросы к ним могут быть заданы и какую информацию они могут содержать.

Рекомендуемые преподаватели

 

Дмитрий Константинович - онлайн-репетитор по информатике и математике

Рейтинг / 5

онлайн-репетитор по информатике и математикеЗдравствуйте, дорогие учащиеся и уважаемые родители!
Меня зовут Дмитрий Константинович! Я являюсь Дистанционным репетитором по математике, информатике и программированию.Занятия провожу с ребятами 5-9 класс по математике, 5-11 классов по информатике и программированию.

Подробнее...
 

Ирина - онлайн-учитель английского языка с опытом

Рейтинг / 5

Здравствуйте, уважаемые ученики! Меня зовут Ирина и я преподаю английский язык дистанционно (онлайн).

Языками я увлеклась еще с малых лет и в настоящее время могу сказать, что английский стал моим вторым родным языком. Для меня изучение иностранных – это интереснейший и увлекательный процесс, позволяющий самосовершенствоваться, познавать другие культуры. Теперь я стала преподавателем и могу поделиться с другими своими знаниями и навыками, настраиваю их на позитивное и увлеченное изучение иностранного языка.

Подробнее...
 

Николай Александрович - репетитор по физике по скайп

Рейтинг / 5

репетитор по физике по скайпДобрый день!

Меня зовут Николай Александрович, я репетитор по физике онлайн.

Закончил с отличием Славянский Государственный педагогический университет по специальности «преподаватель физики и математики».

Лауреат премии Сороса в номинации «Лучший учитель», учитель – методист, автор сборников задач, член экзаменационных приёмных комиссий по физике в ВУЗы. Педагогический стаж – 40 лет преподавания физики. Более 30 лет - репетиторский стаж.

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета