Оценка - 4.6 из 5 на основе 22 голосов
Рейтинг +++++/ 5
ПлохоХорошо 

Решаем сложные задачи в ЕГЭ по обществознанию

Подготовка к сдаче единого государственного экзамена требует особого внимания учащихся и педагогов. В 2016 году в структуре экзамена по обществознанию произошли изменения. Из контрольно-измерительных и тренировочных материалов исключён тестовой блок с выбором ответа, то есть часть А. В остальном, структура работы кардинально не изменилась. Но чтобы получить желаемое количество баллов, ученику придется готовиться к экзамену более тщательно, делая акцент, в том числе на познавательные задачи, которые находятся во второй части экзамена.

Самые популярные ошибки при подготовке и сдаче ЕГЭ.

По результатам экзамена, проведенного в 2015 году, преподаватели и эксперты определили у учащихся ряд трудностей, которые препятствуют сдаче ЕГЭ по обществознанию на высокие баллы. К ним можно отнести:

  • несвоевременная подготовка к экзамену. Как правило, для систематической отработки основных тем обществоведческого курса, требуется около 8 месяцев. Однако, некоторые учащиеся начинают готовиться к экзамену за один или два месяца до его начала.
  • незнание обществоведческих терминов. Пока одни учащиеся пытаются «зазубрить» понятия и термины курса при отсутствии их понимания, другие просто откладывают этот процесс на «потом». Итог-потеря баллов на экзамене.
  • проблемы с теоретической и практической аргументацией своего мнения в процессе решения познавательных задач и написании эссе на выбранную тему. Как правило, учащимся сложно приводить практические аргументы из разных типов источников (СМИ, история, собственный опыт). В большинстве работ встречается аргументация на обыденном уровне.

К сожалению, это далеко не все трудности, которые встречаются во время подготовки и сдачи экзамена. Единого рецепта по их избеганию, нет, поэтому лучше начать подготовку к сдаче ЕГЭ прямо сейчас. И одним из важных заданий экзамена, являются сложные задачи, которые проверяют у учащихся не только знания обществоведческого курса, но и умения приводить качественные практические аргументы.

Алгоритм решения познавательных задач

Итак, чтобы научиться решать такой непростой тип заданий ЕГЭ по обществознанию как познавательные задачи, необходимо разработать для себя наиболее подходящий алгоритм решения. Как правило, в качестве такого задания, предлагается рассмотреть конкретную ситуацию из разных наук (социология, экономика, политология, право) и привести аргументы, опираясь на знание курса обществознания и собственный социальный опыт.

В качестве примера рассмотрим следующее задание: «В конце 19 в. американским инженером Ф.Тейлором был проведен социальный эксперимент. Он предложил самому тщеславному рабочему следующие условия: если работник повысит производительность труда в 1,5 раза, то его заработок увеличится, появится возможность получить новый разряд и стать квалифицированным рабочим. Предложение оказалось очень заманчивым. Рабочий думал 3 дня, но после ответил инженеру отказом». Как вы думаете, что заставило его отказаться от возможности изменить свой социальный статус? Приведите три объяснения.

Шаг первый: не пугайтесь наукоемких формулировок, которые часто используются в текстах КИМ. Чтобы решить такую задачу вам требуется внимательно прочитать ее условия и постараться понять суть описанной ситуации.

Шаг второй: уточняем значения, всех приведенных в тексте терминов. Вспоминаем определения производительности труда, квалифицированные рабочие, социальный статус.

Шаг третий: Детально разбираем условия задания. Речь идет о том, что рабочий отказался от возможности увеличить свой доход и повысить социальный статус. Подумаем, что могло оттолкнуть его от такой возможности?

Шаг четвертый: Обратим внимание на обещание инженера увеличить рабочему доход, если тот повысит производительность труда. Однако, рабочий, как и любой другой человек, может попросту не верить в свои силы. Таким образом, повышение зарплаты он будет оценивать с точки зрения и возрастания требований к его работе, что может также напугать его. Также согласно условиям задачи, неизвестно точное соотношение обещанного дохода рабочего и его трудовых затрат. Следовательно, работник не знает, будут ли в полной мере оценены его усилия на новом месте работы.

Не забываем о социальной стороне вопроса. Вспомним о том, что для большинства людей работа в привычном коллективе с устойчивыми отношениями будет гораздо ценнее, чем неизвестные перспективы на другом месте.

Наш рабочий привык к сложившемуся рабочему режиму, коллективу, окружающих его. Меняя свое положение в обществе, он мог потерять не только привычный характер работы, но и устоявшиеся социальные связи. Таким образом, объяснения к ситуации приведены, задача решена.

Шаг пятый: оформляя свой ответ на познавательную задачу в Бланке ЕГЭ, не забывайте о корректном оформлении, старайтесь писать емко и понятно. Желательно последовательно пронумеровать аргументы и варианты решения.

Подведем итоги. Чтобы спокойно и легко готовиться к экзамену ЕГЭ по обществознанию и решать познавательные задачи не забывайте о своевременной подготовке к экзамену и качественной работе с терминами курса. В процессе решения сложных задач внимательно читайте условия, старайтесь привлекать аргументы, как из собственного социального опыта, так и из других доступных источников. Желаем удачи!

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета