Синтаксический разбор простого предложения не представляет особых сложностей при условии владения материалом по данной теме и может быть осуществлен по следующей схеме:
- 1. Сначала необходимо установить тип предложения, которые принято различать
1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
2) в соответствии с интонацией (восклицательное или невосклицательное)
3) в зависимости от наличия второстепенных членов (распространённое или нераспространенное).
- 2. Следом определяется грамматическая основа.
- 3. В соответствии с наличием обоих главных членов или только одного из них (односоставное или двусоставное).
- 4. В зависимости от наличия второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
- 5. В зависимости от пропущенных членов (полное или неполное, при этом указывается какой или какие члены пропущены).
- 6. В зависимости от наличия осложняющих членов (осложненное или неосложненное).
Рассмотрим как следует применять данную схему на конкретных примерах:
1) В нашем классе учатся самые обычные мальчики и девочки.
В ходе устного разбора указываются следующие характеристики: Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное.
Грамматическая основа: мальчики и девочки учатся.
Распространенное, осложнено однородными подлежащими.
В ходе письменного разбора укажем: Повест., невоскл., прост., двусост., ГО мальчики и девочки учатся, распростр., осложн. однород. подл.
2) Мой друг заблудился в тумане.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.
Грамматическая основа – друг заблудился.
В различных методических пособиях может быть указана разная последовательность операций при разборе. Приведенная выше схема представляется достаточно удобной и может в дальнейшем использоваться в качестве основы для синтаксического разбора сложных предложений.