Синтаксический разбор простого предложения не представляет особых сложностей при условии владения материалом по данной теме и может быть осуществлен по следующей схеме:

  • 1. Сначала необходимо установить тип предложения, которые принято различать

1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

2) в соответствии с интонацией (восклицательное или невосклицательное)

3) в зависимости от наличия второстепенных членов (распространённое или нераспространенное).

  • 2. Следом определяется грамматическая основа.
  • 3. В соответствии с наличием обоих главных членов или только одного из них (односоставное или двусоставное).
  • 4. В зависимости от наличия второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
  • 5. В зависимости от пропущенных членов (полное или неполное, при этом указывается какой или какие члены пропущены).
  • 6. В зависимости от наличия осложняющих членов (осложненное или неосложненное).

Рассмотрим как следует применять данную схему на конкретных примерах:

1) В нашем классе учатся самые обычные мальчики и девочки.

В ходе устного разбора указываются следующие характеристики: Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное.

Грамматическая основа: мальчики и девочки учатся.

Распространенное, осложнено однородными подлежащими.

В ходе письменного разбора укажем: Повест., невоскл., прост., двусост., ГО мальчики и девочки учатся, распростр., осложн. однород. подл.

2) Мой друг заблудился в тумане.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа – друг заблудился.

В различных методических пособиях может быть указана разная последовательность операций при разборе. Приведенная выше схема представляется достаточно удобной и может в дальнейшем использоваться в качестве основы для синтаксического разбора сложных предложений.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета