Синтаксический разбор простого предложения не представляет особых сложностей при условии владения материалом по данной теме и может быть осуществлен по следующей схеме:
1. Сначала необходимо установить тип предложения, которые принято различать 1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное); 2) в соответствии с интонацией (восклицательное или невосклицательное ) и 3) в зависимости от наличия второстепенных членов (распространённое или нераспространенное).
2. Следом определяется грамматическая основа.
3. В соответствии с наличием обоих главных членов или только одного из них (односоставное или двусоставное).
4. В зависимости от наличия второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
5. В зависимости от пропущенных членов (полное или неполное, при этом указывается какой или какие члены предложения пропущены).
6. В зависимости от наличия осложняющих членов (осложненное или неосложненное). Рассмотрим как следует применять данную схему на конкретных примерах.
1) В нашем классе учатся самые обычные мальчики и девочки.
В ходе устного разбора указываются следующие характеристики: Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное. Грамматическая основа: мальчики и девочки учатся. Предложение распространенное, осложнено однородными подлежащими. В ходе письменного разбора укажем: Повест., невоскл., прост., двусост., ГО мальчики и девочки учатся, распростр., осложн. однород. подл.
2) Мой друг заблудился в тумане.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа – друг заблудился. В различных методических пособиях может быть указана разная последовательность операций при разборе. Приведенная выше схема представляется достаточно удобной и может в дальнейшем использоваться использована в качестве основы для синтаксического разбора сложных предложений.