Морфемный или разбор по составу – очень важный элемент в изучении русского языка. Точное знание частей слова необходимо для развития орфографической грамотности, так как классификация орфограмм напрямую связана с морфемами.
Правописание гласных и согласных в корнях слов, в приставках, суффиксах, окончаниях - так трактуются основные орфографические правила. Написание орфограмм зависит от того, в какой части слова они находятся.
В изменяемых словах выделяются основа и окончание, а в неизменяемых – только основа. Например: травушк –а, облак-о – изменяемые слова; завтра, кашне –
неизменяемые. В основу входят приставки, корни и суффиксы, от различных комбинаций которых зависит лексическое значение слов.
Окончание выражает различные грамматические значения: число, падеж, род.
Окончание может быть нулевым, то есть не обозначено звуками и буквами: орёл, соловей.
В этих словах в форме именительного падежа окончание нулевое, а при их изменении оно проявляется: орл-у, соловь-ю.
Общепринятый порядок морфемного разбора или разбора по составу таков:
1.Определить часть речи, к которой относится данное слово. Придорожный – прилагательное.
2.Выделить основу и окончание. Чтобы точно отделить основу от окончания в изменяемом слове, нужно его мысленно изменить, поставив в другую грамматическую форму: изменившаяся часть будет окончанием, а остальная – основой. Например: придорожный –придорожн -ая – придорожн –ой.
3.Выделить корень. Для более правильного определения корня нужно подобрать родственные слова и выяснить, какая их часть является общей для всех. Она и будет корнем в данном слове. Придорожный – дорога – дороженька – дорожка. (чередование ж и г)
4.Выделить приставку. Придорожный. Доказать, что такая приставка есть в других словах – прибрежный, пригородный, обозначает нахождение вблизи чего-то.
5.Выделить суффикс (если есть) придорожный, в данном слове суффикс словообразующий, он есть в других словах – прибрежный, пригородный
Словобразовательный разбор тесно связан с морфемным. Его цель – выяснить, от чего и с помощью чего образовано данное слово и устанавливается последовательность присоединения морфем в процессе образования слова.
Например: подводный – вода –– приставочно- суффиксальный способ.
План словообразовательного разбора
1.Определить лексическое значение слова. Крестьянство – имеет собирательное значение: много крестьян.
2.Подобрать однокоренные слова и сравнить состав данного с ними: крестьяне, крестьянин. Установить, что слово крестьянство образованоот слова крестьяне.
3.Выявить тот аффикс, с помощью которого образовалось оно: крестьянство –
крестьяне. Вывод: образовано с помощью суффикса -ств(о)
4.Определить способ словообразования – суффиксальный.
Различия морфемного разбора и словообразовательного заключаются в том,
что в первом случае указываются все части слова, а во втором – только словообразующие элементы в данном слове: суффиксы или приставки и исходное слово.
Сравнить:
вод-ян-ист-ый водян-ист-ый – водян-ой
пре-не-прият-н-ый пре-неприятный – неприятн-ый
по-осен-н-ему по-осенн-ему – осенн-ему
ран-ен-ый раненый – прилагательное