О вреде слов-паразитов, грубостей и жаргонизмов известно всем. С такими проявлениями учитель однозначно должен бороться. Но что делать со словесным мусором, что заваливает нас в угоду уходящей уже моде на иностранное? «Спичрайтер», «креатив», «менеджмент», «гендер»… Никто толком не знает, зачем нужны эти слова и что они означают, но почему-то считается, что вставлять их повсюду – «круто». Есть еще одна проблема – «умные» слова, что ничего не говорят даже специалистам, но при том, постоянно мелькают в средствах массовой информации и детских учебниках. «Когнитивный диссонанс», «окно Овертона» , «кафкианство»… Ну что, кто переведет?
Но ладно – для взрослых. Все чаще «ментальности» и «сущности» засоряют учебную литературу для детей!
«Хорошие» примеры
Рассмотрим два примера определений
- … – понятие, что широко используется в философии для акцентирования на человеческом, социальном и культурном значении тех или иных явлений действительности.
- … – сфера социального, что существует как система взглядов и представлений, норм. оценок, принципов, правил и убеждений, в рамках которых регулируется поведение людей. (определения взяты из иностранного учебника, чтобы не создавать неловкостей, но в российских такого тоже немало).
Ну что, кто понял, какие понятия здесь зашифрованы? Ответ-то элементарный: «ценность» и «мораль».
Да, дети должны знакомиться и со значением сложных, объемных понятий и терминов. Но сколько уже сказано о бесперспективности механической зубрежки! Но разве можно понять по-настоящему приведенные выше примеры? Или такие определения можно только заучить бездумно и потом повторять, как особо талантливый попугай?
Истина – доступна
Обойтись без специальных терминов нельзя, и школьников надо приучать использовать их. Но использовать, точно понимая значение и сферу применения, а не просто для придания речи «умного вида»!
Неоднократно было подмечено, что по-настоящему хорошие специалисты большинство самых сложных вещей из своей дисциплины могут понятно растолковать даже полному профану. Профессионалом он после этого не станет, но и явных глупостей не наделает. Школьникам же не нужны глубинные тайны науки. Им нужно общее представление. А именно оно теряется в дебрях «сущностей», «экстраполяций» и «акцентирований».
Можно любое понятие охарактеризовать просто. Может, характеристика будет полной не на 100%, нор достаточно, чтобы хватило для первого ознакомления. Глубже разберется тот, кто захочет сделать эту сферу знаний своей профессией. Но таких не будет, если сразу не получится хотя бы в общем понять, о чем идет речь.
Болтать – не строить
Если подойти к делу так, то приведенные выше определения нетрудно будет заменить следующим образом.
Мораль – комплекс правил и представлений, способных, по мнению общества, обеспечить человеку правильный характер и поведение.
Ценность – мера значения для человека природного или общественного явления.
Да, без уточнений и не без недостатков. Но ученик при этом сможет понять хотя бы основную суть понятия.
А употребление непонятных слов уже неоднократно приводило к комическим и неудобным ситуациям. Разве это нужно детям?
Во времена Пушкина над представителями течения славянофилов подсмеивались с помощью фразы «Хорошилище в мокроступах идет гульбищем с ристалища на позорище» («Франт в галошах идет бульваром из театра в цирк»). Но что тогда сказать о чем-нибудь вроде «Креативные идеи менеджеров холдинга были изложены на презентации»? На учителе лежит немалая доля ответственности за то, чтобы его ученики не говорили подобных «перлов» и действительно всегда могли отвечать за свои слова. Для этого им должно быть понятно значение слов. И неважно, работает ли учитель в классе или сидит перед экраном компьютера, занимаясь через Скайп – научить детей говорить просто и понимать сказанное он все равно может.