Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Речь пойдет не о работе литературных критиков или литературоведов, а о возможном приеме обучения исследовательской работе по истории.

Многие исторические документы читать скучно. А литераторы часто изображают в своих произведениях исторических персонажей или знаменательные события. Делают они это нередко очень вольно, но ведь и спорить с ними поэтому более уместно (заранее устанавливается факт, что писатель – не ученый и может и ошибиться, и сознательно приврать). А умение искать в скоплении информации зерна истины, а также формулировать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на факты – важнейшая составляющая научного способа мышления.

занятия по литературе по скайпу

Большие возможности

Они действительно большие, и результаты дают прекрасные. А.Дюма-отец создал не меньше хороших историков, чем самый заслуженный профессор, только потому, что писал захватывающе интересно, и многим его читателям захотелось выяснить, была ли на деле история с подвесками (кстати, была, но мушкетеры здесь ни при чем) и чем закончилась осада Ла-Рошели.

В литературных текстах можно искать как реалии, так и откровенные ошибки (они там есть). Можно поспорить с трактовкой автором явления или события и его отношением к исторической личности. Можно и взять литературный текст за основу для прямой исследовательской деятельности.

Вот несколько предложений.

  1. Изучить текст «Полтавы» А.С.Пушкина и найти в нем максимальное количество ошибок (свое мнение подтвердить научными фактами). А неточностей там действительно много. Начнем с того, что дочь Кочубея звали не Марией, а Матреной (украинский вариант – Мотря). Судьба ее сложилась иначе уже хотя бы потому, что на момент Полтавской битвы она была замужем за племянником Мазепы. Сомнительна характеристика Филиппа Орлика (Пушкин его демонизировал), да и в описании истории казни Кочубея и Искры немало отклонений от фактов.
  2. Образ Наполеона в «Войне и мире». Объективен ли Толстой, а если нет, то почему? Поспорить с писателем можно и нужно – Наполеон был действительно выдающейся личностью, а не посредственным позером, каким изображен в романе. Что он сделал Толстому? Возможный вариант – писатель отомстил ему за племянника, императора Наполеона, в правление которого состоялась неудачная для России Крымская война, описанная Толстым в «Севастопольских рассказах».
  3. Песня Б.Ш.Окуджавы «До свидания, мальчики». Моральное воздействие – само собой. Но стоит поискать ответ на вопрос: а какое количество этих мальчиков все-таки вернулось назад? Правильный ответ – 3%, поскольку таковы статистические данные по юношам 1924 года рождения, к числу которых принадлежал и сам Окуджава.
  4. «Василий Теркин», история выстрела из винтовки в самолет. Что такое «трехлинейная винтовка»? Можно ли из нее было подстрелить самолет? Какое еще оружие времен Великой Отечественной стало легендарным? (это винтовка Мосина, самолет подстрелить из нее было возможно, а дальше – ППШ, Т-34, «катюши»…)
  5. Эта же поэма, глава «Переправа». Попробовать выяснить, к какому реальному событию она может относиться (описание пейзажа, а также время действия наводят на мысли о Лютежском плацдарме).
  6. А.С.Пушкин, «Борис Годунов». Провести следствие по делу об убийстве в Угличе (непочатый край работы и большой простор для развития навыков аргументации, поскольку есть немало фактов как «за» так и «против» Годунова).
  7. Ш.Перро, «Синяя Борода» (надо же и зарубежной классикой пользоваться!). Кто является реальным прототипом героя, и почему Перро представил его таким маньяком? (это Жиль де Рэ, маршал Франции, герой Столетней войны; он действительно был осужден на сожжение на костре по обвинению в колдовстве и множественных убийствах, но дело темное – почти наверняка поклеп; во многих языках в старину не было слова для обозначения черного цвета, пользовались словом «синий» – так получилась и синяя борода, и Черное море).
  8. Г.Сенкевич, «Крестоносцы». Масса возможностей: крестоносное движение, «натиск на восток», Грюнвальская битва, Люблинская уния…
  9. В.Гюго, «1793 год». Образы Марата и Робеспьера: почему они Гюго так не нравились и прав ли он в этой антипатии? Вандея (а заодно – Кобленц, антифранцузские коалиции, переход Суворова через Альпы…) 

Это все так, ради примера. У любого учителя или репетитора по литературе онлайн наверняка есть свои любимые литературные произведения, да и мнения ученика не грех спросить. Возможно, его больше заинтересует Б.Акунин – там тоже непочатый край работы (очень интересно, к примеру, он обращается с персонами великих князей в «Коронации» – смешивает их, как вздумается). В любом случае, и повышение интереса к учебе, и формирование начальных навыков исследовательской работы будут обеспечены.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета