Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Повезло тем школьникам, кому достался добросовестный «историк» старой закалки в школе – работающий с текстом, указкой и картой и вызывающий отвечать к доске. Им не нужно бояться никаких экзаменов – обязательных и не очень, устных или письменных.

пишет конспект

Но даже от таких учителей система в последние годы требовала –технологий и тестовой формы контроля знаний, словно это самоцель какая-то. И теперь и они, и их ученики с тревогой прислушиваются к разговорам о том, что ЕГЭ по истории должен стать обязательным, а тестовую часть в нем нужно заменить устной, чтобы дети поменьше «играли в угадайку».

Если же кому-то повезло меньше, и учитель в школе у него не может тратить время на разнообразие форм контроля знаний, придется такому выпускнику выпутываться самостоятельно или отправляться за помощью к репетитору. А тому, в свою очередь, придется переучивать воспитанника на правильные устные ответы.

Главные недостатки

Фактически, такой недостаток один – дети дают устные ответы в тестовом формате, то есть односложно. «Когда начался поход Батыя на Русь?» – «В 1237 году» «Кто был руководителем партии большевиков?» – «Ленин».

И это еще приведены примеры формально правильных ответов! Но такая краткость – не сестра таланта, а мачеха результата. От нее полшага до фактических неточностей, неоднозначных ответов и прямых ошибок.

«Когда началась Февральская революция?» – «В 1917 году». В 1917 году чего только ни началось, в том числе две революции!

«В каких отношениях были Россия и Франция в 1914 году?» – «Они воевали». Между собой воевали? Или с кем? И почему?

«Когда была принята первая французская конституция?» – «В XVIII веке». Долго же ее принимали!

Все эти примеры взяты из ответов реальных учеников, и они не сразу поняли, почему им не засчитан правильный ответ! 

Несколько советов

В первую очередь им должны следовать учителя и репетиторы, заставляя учащихся отвечать устно полными предложениями, с упоминанием подробностей и важных деталей события или явления, о котором их спрашивают. Но и родители, проверяющие периодически подготовку своими чадами домашних заданий, должны поступать так же. Правильное конструирование предложения заставляет включать логику, выстраивать информацию «по ранжиру», не позволяет упускать важные детали.

Рассмотрим этот подход на уже приведенных примерах вопросов. По поводу Батыя правильный ответ должен звучать так «Внук Чингисхана Батый начал свой первый военный поход на Русь зимой 1237 года». Такая фраза отражает понимание учеником путей становления монгольской государственности и особенностей военного искусства монголов (в то время зимой на войну практически не ходили – конная тяга не позволяла, а монгольские лошади привыкли обходиться малым). Все это имеет отношение к теме – без Чингисхана не было бы похода Батыя, а зимние войны были весьма трудны и для нападавших, и для защитников, и сыграли большую роль в общем результате нашествия.

Второй вопрос. Ленин, конечно, лидер большевиков, но не единственный. Поэтому ответить следовало бы так: «Самым авторитетным среди лидеров партии был Ленин, также большую роль играли Зиновьев, Троцкий, Свердлов и другие». Если Ленин был настолько единственный и неповторимый, как объяснить борьбу за власть еще при его жизни?

С оставшимися тремя вопросами разобраться еще проще. Устный ответ должен быть достаточно точен (уровень точности обязан соответствовать градации «событие – явление») и раскрывать всю полноту вопроса. Именно поэтому на вопрос об отношениях России нельзя дать ответ даже полноценной фразой, но одной. Он требует упоминания о существовании Антанты, ее участниках, времени и причинах создания, а также о Троистом союзе и начале Первой мировой. Учитель, задавая вопрос, должен рассчитывать время, что может потребоваться на ответ. 

Не нужно бояться устных проверок. Отвечать правильно нетрудно, но этому нужно учиться, как и всему другому. Грамотная речь – не болтовня, она требует ответственности. И этим она полезна, поскольку воспитывает привычку взвешивать свои слова и действия и точно просчитывать их возможный результат.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета