Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Так получилось, что в этом году в России и мире массово отмечаются юбилеи нескольких значительных событий. У нас это год революций – после 1917-го минуло столетие. Европа полагает его годом Реформации – 500 лет назад Лютер выступил со своими тезисами, тоже начав своего рода революцию. Наконец, еще одно событие отмечается совместно – во Франции проходит торжественное празднование 300-летия визита в страну Петра Великого.

дети

При чем здесь обучение? А при том, что постоянные упоминания знаковых событий в средствах массовой информации поневоле обогащают знаниями о них даже самых ленивых и безответственных учеников. И учителям и репетиторам просто грех не воспользоваться таким подарком. Ведь эти события вызвали такой ажиотаж именно потому, что отразились на многих сферах человеческой жизни. В результате их можно приспособить к изучению не только истории.

С 1917-м все ясно – учителя и так получили много инструкций по этому поводу, поскольку дата отмечается на государственном уровне. Но остальные варианты ничем не хуже.

Реформация

Для начала факты. Реформация – «мать» капитализма и рыночной экономики (смотрим кальвинистскую теорию накопления). Также она лежит в основе европейского национализма (Лютер переводил Библию на немецкий). Хотя она и религиозная, Реформация – первый шаг к признанию атеизма, поскольку показала, что постулаты церкви в принципе могут быть взяты под сомнение. Она также породила совсем другую мораль.

А теперь предложения для учителя, ведущего кружковые или дополнительные занятия, либо репетитора. По сути предложений будет понятно, для изучения каких предметов они могут пригодиться. Выполнение таких заданий разнообразит деятельность ученика, сделает ее более осмысленной.

  1. Установить, какие положения экономической теории Кальвина воплощены в сегодняшнюю жизнь.
  2. Указать проявления в современном моральном кодексе положений пуританской морали.
  3. Выяснить, какие современные государства обязаны своим появлением Реформации.
  4. Узнать, какие направления реформированного христианства и в каких странах сегодня наиболее распространены.
  5. Назвать выдающихся исторических деятелей (правителей, полководцев, деятелей культуры), являвшихся сторонниками Реформации.

Список примерный, но он позволяет понять, как «навязшая в ушах» тема может помочь сделать учебу содержательной. 

Петровская дипломатия

Здесь изложение ведется по тому же принципу.

Французский визит был далеко не первой заграничной поездкой Петра. Мода на все французское в России появилась уже после его смерти (при Елизавете большую роль в политике играл ее личный врач француз Лесток). Однако достаточно долгое время Франция для России была эталоном «прогрессивности» и «европейскости». Впрочем, французы тоже немало переняли всего у русских (происхождение слова «бистро» известно всем, а летчики «Нормандии-Неман» говорили, что самым трудным на войне для них было научиться выговаривать такие жуткие слова, как «ушанка» и «полушубок»).

Теперь варианты заданий.

  1. Собрать подборку новостных сообщений о французских мероприятиях в честь юбилея царского визита и выяснить, каким именно событиям они посвящены.
  2. Проследить расписание петровской поездки: сколько он был во Франции, кого там видел, какие соглашения заключил.
  3. Попробовать объяснить, почему Петр не поехал во Францию первым делом, а начал с Голландии и Германии.
  4. Найти в русском языке как можно больше слов французского происхождения (тут такие неожиданности возможны!).
  5. Провести расследование: французский след в судьбе Пушкина (для справки: Ибрагим Ганнибал некоторое время служил в этой стране, а убийца-авантюрист Жорж Дантес – француз по национальности).
  6. Выяснить, кто такой Шишков, перед которым тот же Пушкин извинялся за то, что употребляет в «Евгении Онегине» французские слова без перевода.
  7. Нарисовать приблизительные эскизы костюмов, увиденных Петром во время своего визита при французском дворе.

Наконец, можно просто прикинуть, есть ли среди французских монархов такой, что по масштабам своей деятельности может сравниться с Петром Великим. 

Все приведенные примеры хороши тем, что такие задания могут быть выполнены как отдельным учеником, так и группой. И преподаватель может проверить их выполнение и обсудить результаты с учащимися вне зависимости от того, общаются ли они непосредственно или через Скайп. Репетитор обязан использовать такие приемы работы, что затруднительны для обычного учителя из-за ограничений, наложенных на него программой и необходимостью учитывать интересы сразу множества учеников с разным уровнем подготовки.

 

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета