Нередко от родителей можно услышать многочисленные жалобы на то, что ребенок абсолютно ничего не запоминает, «в одно ухо у него влетает, а из другого тут же вылетает». Естественно, такие дети испытывают трудности с учебой, плохо усваивают материал, часто пропускают важную информацию, доносимую на уроке. Психологи же разводят руками, виня во всем перегруженность школьников и нарушение режима дня. Но что делать родителям, которые не хотят мириться с положением дел и желают успехов своим детям? Остается только взять инициативу в свои руки и самостоятельно найти эффективные способы улучшения памяти.
Виды памяти
Прежде чем подбирать в свою копилку способы развития памяти, следует иметь понятие о том, какие ее разновидности бывают. По типу психической активности выделяется образная и словесно-логическая, в зависимости от целей – опосредованная (сопровождается созданием логических цепочек, осмыслением) и непосредственная (информация фиксируется в результате механического запоминания). Также по времени хранения материала бывает краткосрочная и долговременная.
В зависимости от ведущего анализатора делится на несколько подвидов:
- зрительная;
- слуховая;
- осязательная;
- обонятельная;
- вкусовая.
Запоминание данных у детей происходит по-разному. Одному проще усвоить информацию после проговаривания вслух, второму – достаточно посмотреть на текст или правило, третьему – только если сведения сопровождались какими-либо эмоциями. Если же стоит цель заучить материал, то имеет смысл задействовать сразу несколько видов памяти: пусть школьник сам читает текст, после проговаривает то, что запомнил, рисует картинки или таблицы.
Способы развития памяти
Как родителям помочь своему ребенку фиксировать в голове материал быстрее? Вот несколько рекомендаций:
- Чтение интересной литературы. Пусть это станет вашим совместным хобби с ребенком, ведь малышу нужен пример для подражания. Расскажите школьнику о книге, занимательных историях, о которых вы узнали со страниц изданий. Возможно, ученику удобнее будет читать при помощи электронной книги, учитывайте его предпочтения.
- Новые занятия. Получение ранее не известных навыков заставляет активизировать мыслительную деятельность, в том числе и память. Запишите ребенка в секцию или кружок.
- Пополняйте словарный запас. Каждый день узнавать о паре-тройке новых слов, со значением которых еще не знакомы. Не забывайте при этом посмотреть толкование выражения.
- Заучивание. Многократное повторение стихотворений, песен, рассказов позволит узнать больше слов и тренировать память.
- Работа с числами. Если ребенок отказывается выполнять упражнения на развитие памяти, то достаточно найти для него мотивацию. Например, предложите запомнить ключевые для семьи даты, дни рождения родственников, кто больше. Аналогично можно поступить и при изучении слов.
- Мнемотехнические приемы:
- иллюстрирование и создание образов – если информация кажется неупорядоченной и бессмысленной, достаточно перевести ее в образную форму, так она запомнится лучше;
- подбор рифм – методика основа на написании стихотворений и веселых двустиший, например, для заучивания форм слов по русскому языку: дома нет теперь сапог, яблок, валенок, чулок;
- придумывание ассоциаций – подбор связей, похожих элементов или отличий между разными предметами.
Названные способы можно использовать как по отдельности, так и в комплексе. В любом случае, если решено прибегнуть к разным методикам, результат удастся получить быстрее, облегчив тем самым обучение ученика.