Итак, тема экзаменов и ЕГЭ остается актуальной, особенно на рубеже двух стихий: весны и лета. Смышлёные ученики начинают подготовку заблаговременно. Однако самой увлекательной и творческой частью любой аттестации служит сочинение. Именно за него дают больше всего баллов, и оно играет важную роль в будущем студента.
Пожалуй, вы можете возразить, что не рождены писателем или у вас нет таланта. Некоторые вообще говорят, что виноваты во всем гены. Однако это всего лишь стандартные отговорки. Ведь каждый может взять унцию терпения, два грамма труда и заправить всё это старанием. Принимая это снадобье на протяжении месяца, результат может вас поразить. Но поговорим сейчас мы только о труде.
Основные доктрины
Зачем писать сочинение? Вопрос вполне уместный для человека разумного. Этот вид проверки уровня грамотности выпускников практикуется уже полтора века. Так педагоги школьника смогут увидеть его уровень:
- знания языка (грамматика, стилистика и речь);
- логического мышления (последовательность изложение мыслей, их связь между собой, а также логика);
- содержательности внутреннего мира (насколько естественны, высоки и экстраординарны его мысли).
Теперь, понимая, что хочет от них система образования, легче приступить к написанию мемуаров. При этом важно учитывать элементарные, формировавшиеся веками, доктрины высшей отметки сочинения:
- Оно должно быть разделено на три основных части:
- интригующее вступление (третья часть всего текста);
- раскрытие главного вопроса, поданное в форме рассуждения;
- обобщение сказанного, которое должно побудить к действию.
- Для простоты чтения важно делить простыню текста на абзацы и подзаголовки (параграфы).
- Пользоваться предварительно сделанным планом. Это поможет строить мостики между абзацами и большими частями труда.
- Разнообразить своё произведение цитатами, примерами из реальной жизни или другими экспрессивными образами. Желательно с количеством не переусердствовать, ведь много сахара делает конфету тошнотворной. Потом эти примеры следует проанализировать, написать своё мнение, а также сравнить (может даже раскритиковать) ведущую мысль автора. Ведь моральные принципы у каждого индивидуума разные.
- Ни в коем случае не следует просто переписывать рассказ своими словами. Это будет похоже на списывание. Будьте индивидуальны, высказывайте своё мнение и подтверждайте его логикой, а также аргументами.
- Сочинение должно быть содержательным. Тонны кубометров воды его не украсят, а только затеряют суть. Поэтому держите в голове поставленный вопрос и в каждое предложении связывайте с ним.
В результате вы почувствуете прилив вдохновения, который зацепит музу, пролетающую в Милан на шопинг, и получится настоящее произведение искусства. Но вначале следует немного потрудиться, чтобы её поймать.
Работа в несколько этапов
К этому нужно готовиться заранее. Учитесь мыслить объективно. С высоты птичьего полёта всегда открывается поразительный вид. Поэтому широкое мышление необходимо развивать. Оно заключается в том, чтобы находить за следствием причины. Простая математика! Также следует освоить принципы анализа:
- Постарайтесь разобрать каждое слова или фразу из названия сочинения. Теперь поставьте себя на место министров образования. Попробуйте понять, что они хотят от вас узнать. Ведь часто слова в вопросе – это анкоры (или якоря), ведущие к нужному произведению.
- Затем важно определить, в каком духе писать. Выбрать стиль оформления: обозрение, эссе или критика. Рассчитать объём.
- Подумайте необходимо ли дополнительно что-то исследовать. Желательно заранее развить привычку – прочитывать повести, делать конкретные выводы и подтверждать их цитатами. Последнее следует записывать в специальную тетрадь. Перед ЕГЭ их нужно перечитывать, чтобы освежить в памяти.
- Составить развёрнутый план.
Когда цели определены, можно смело выходить на взлётную полосу мыслей и запускать двигатели фантазии. Так, каждый этап состоит из следующих частей:
- Вступительной. Первый строки должны зацепить и приковать внимание. Сделать это можно таким образом:
- аналитикой (разобрать предмет обсуждения);
- историей (описать исторический фон того периода);
- биографическими данными (начать со своей или чужой жизни);
- сопоставлением фактов (провести сравнение нескольких понятий);
- лирика (приятным ажуром словосочетаний привлечь внимание проверяющих).
- Основной. Здесь всё строится на логике:
- Отвечаем на поставленный вопрос. Делаем короткий вывод. Последним предложением переходим к следующему абзацу.
- Открываем своё отношение к данному вопросу.
- Приводим сводку новостей – факты, подтверждающие это. Сюда входят цитаты или эпизоды из книги.
- Заключительной. Сделать вывод из этого перечня роящихся мыслей. Он должен быть конкретный, практичный и рациональный. Также стоит упомянуть о важности поднятого вопроса и отношении нынешнего поколения к нему. Ещё можно показать, как герои романа относятся к вопросу.
При этом нужно помнить, что сначала необходимо свои мысли изложить на черновике, а потом уже из него формировать оригинал. Запомните, не стоит ставить ограничений для высоты полёта. Ведь за озоновым шаром начинается необъятная и повергающая в трепет Вселенная человеческой фантазии.
Итак, резюмируя нашу тему, следует отметить важность цели сочинения, анализа каждой его части, а также понимания сути вопроса. Ведь это поможет родить настоящий шедевр искусства. Учтите, стандарты не восхищают знатоков литературы.